Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Советская детская книга: шёлк против капрона

Люблю поговорить о тканях! И недавно написала целых цикл о старинных сортах материй, упомянутых в пьесе Островского (шёлковые "гро", "муслинденлин" и т.д.). А в комментариях не раз звучала мысль - вот, мол, всё натуральное, не нейлон и иже с ним. И тут мне вспомнился эпизод из одной детской книги...

Сканы из журнала Ленинградского дома моделей, весна-лето 1958
Сканы из журнала Ленинградского дома моделей, весна-лето 1958

Когда я была маленькой, с удовольствием читала повесть Любови Воронковой "Старшая сестра", действие которой происходит в Москве 1950-х годов, и главной героине Зине - двенадцать лет. Только несколько лет назад я узнала, что у неё есть продолжение "Личное счастье", соответственно, герои подросли на два года. Конечно, сегодня всё воспринимается уже по-другому, так что я, читая, обращала внимание, скорее, на бытовые детали. А они интересны!

Вот Зина отправляется за покупками: "Они шли по гладким плитам богатых товарами рядов ГУМа. Сквозь стеклянный гумовский небосвод просеивалось нежаркое августовское солнце, зажигая блестками большой фонтан. Из за широких витрин заманчиво глядели расписные ларцы, резные тарелки, фаянсовые горшки, отливающие желтым и красным хохломские ковши и братины, разливались сияющими потоками шелка, манили пестротой свежих красок ситцы, штапели, маркизеты, кокетливо выставляли узкие носы светлые туфельки, облаками нейлона и капрона дымилось розовое и голубое дамское белье…"

Сканы из журнала Ленинградского дома моделей, весна-лето 1958
Сканы из журнала Ленинградского дома моделей, весна-лето 1958

Нейлон и капрон! Последний писк моды! Четырнадцатилетнюю Зину завораживает пёстрая заманчивая картина, и ей хочется накупить семье подарков, в том числе и себе: "шёлку на платье" и ночную рубашку, "всю в оборочках и кружевах". А когда деньги потрачены на всех остальных членов семьи, Зина с облегчением понимает, что ей ничего не надо - разве могла бы она надеть "пышную прозрачную ночную рубашку"? "А занавески у них еще хорошие, и к тому же их сшила из полотна мама. Неужели Зина снимет мамины скромные красивые полотняные шторы и повесит какой-то дрянной тюль!" Мама ушла из жизни рано, о этом и рассказывается в первой повести, так что стремление героини сохранить память о ней понятно. А что до платьев и туфелек, то Зина вообще больше заботится о других, чем о себе - как идеальная героиня советской повести. Но вернёмся к тканям!

Зина, замечу, если бы и купила себе материал, то это был бы шёлк. А вот её одноклассница, антигероиня Тамара, стремиться носить только лучшее, читай, модное, "ей нравилось быть нарядной среди нарядных, ей нравилось ничего не делать среди ничего не делающих".

Сканы из журнала Ленинградского дома моделей, весна-лето 1958
Сканы из журнала Ленинградского дома моделей, весна-лето 1958

И вот к Тамаре, дочери главного инженера, приходят гости. Семья, мягко говоря, небедная по советским меркам. И для праздника Тамаре заказывают розовое шёлковое платье, отделанное шуршащими оборками. Но вот приходит девочка из ещё более обеспеченной семьи...

"Помогая Олечке раздеться, Тамара украдкой быстро рассмотрела ее наряд. Ну совсем простое платье. Только почему оно держится таким пузырем? Ах, да оно же капроновое! Ну конечно, разве Тамарина мать позаботится о том, чтобы и Тамара была модно одета! Вот всегда она должна удариться лицом в грязь. Сшила ей какое-то шёлковое. А зачем ей шёлковое, когда все носят капрон или тафту!"

Ах, как же всё меняется! Ну разве сравнить теперь платье из натурального шёлка и из какого-нибудь неопрена? :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory