Американское кемпо-карате- современный стиль, созданный американцем Эдом Паркером. Это легендарная личность в мире боевых искусств. Человек с удивительным характером и судьбой, которому было суждено стать одним из пионеров боевых искусств на Западе.
Эдмунд Кеалоха Паркер являлся праправнуком короля Камехамеха Первого – правителя Гавайев начала 19-го века. Мальчик родился в строгой религиозной семье, и с детства отличался твердыми моральными устоями, и упорством. Существует легенда, что маленький Эд, пораженный видом американского авианосца, ножом вырезал из дерева подробный макет корабля, что требовало огромного терпения и усидчивости. Гавайи – довольно веселое место, где хватало уличной преступности. Юность на улицах портового города требовала хорошей физической формы, и умения постоять за себя. Поэтому в школе Паркер много занимался спортом - да так, что начал сильно отставать в учебе. Еще одна легенда гласит, что учитель сказал Эду, что он ничего не добьется в жизни. И эти слова встряхнули мальчика, который решил доказать себе и другим, что он способен на большее.
В 16 лет Эд начал заниматься карате у Уильяма Чжоу, китайца, владевшего дзю-дзюцу и китайским кунг-фу. Один из учителей Чжоу обучался окинавскому карате у Мотобу Тёки. В общем, стиль Чжоу представлял собой смесь традиционных боевых искусств, и навыков уличной самообороны. Паркер быстро понял, что боевые искусства станут главным делом его жизни. Он начал ежедневно тренироваться со свойственным ему упорством, и уже через два года занятий получил черный пояс. Затем последовала учеба в университете и служба в армии, но тренировок Паркер не бросал. Тогда же он начал тренировать сам, назвав преподаваемую им систему кемпо-карате. Дело пошло, и от учеников не было отбоя.
В 1956 г. в Калифорнии Паркер открывает свою первую «студию карате». Так получилось, что Паркеру довелось тренировать членов элитного спортивного клуба. Тамошняя публика состояла, в основном, из деятелей киноиндустрии, что сыграло ключевую роль в судьбе Эда Паркера.
Среди его учеников было немало знаменитостей, одной из которых был Элвис Пресли. Пресли и Паркер подружились, и оставались друзьями до самой смерти музыканта. Еще одним другом оказался режиссер Блейк Эдвардс, который решил использовать боевые сцены в своих фильмах. Паркер и его ученики начали сниматься в фильмах, что принесло ему дополнительную известность. За этим последовала работа в кино и на телевидении, где опыт Паркера использовали в качеств постановщика боевых сцен, и консультанта.
Так получилось, что благодаря Эду Паркеру, миру было открыто имя Брюса Ли - Паркер порекомендовал его на роль в сериале. Помимо Маленького Дракона, Паркер повлиял на судьбу и карьеру Чака Норриса, и другого известного мастера боевых искусств – Дэна Иносанто. Это были золотые времена для боевых искусств, которые переживали самый настоящий бум. В то время Паркер организовывал много турниров по боевым искусствам, которые еще больше способствовали популярности карате.
С 60-х гг., организация Паркера стала международной, филиалы которой появились в Европе и Южной Америке.
В 1957 г. Паркер издал свою первую книгу по карате, за которой последовали другие.
Об особенностях стиля карате Эда Паркера поговорим во второй части статьи.