Многим знакома поговорка о зрячих грибах из славного и древнего города. В Рязани даже памятник поставили глазастым, да не один. Откуда же есть пошла поговорка эта, разлетевшаяся по всем весям руси-матушки? Давайте постараемся разобраться.
Версия первая, шпионская. Это самая распространенная версия, гуляющая по многочисленным статьям нашего рунета. Суть ее в том, что в 14 веке Рязанское княжество, будучи пограничным со степью, больше всех страдало от набегов ордынцев. И «мудрые» князья», во-первых, запретили местным жителям аж под страхом смерти собирать грибы, а во-вторых, организовали «грибную разведку», мол целые грибы в лесу - все тихо и спокойно, ну а если потоптаны – труби тревогу, лови врага.
Откуда эта версия появилась никто не знает и ссылок на первоисточник вы не найдете. Я думаю, что теория появилась в апреле, а имя автора навеки скрылось в анналах истории. И вот почему. Представьте Русь 14 века. Да, лесов в те времена было достаточно, с болотами и реками. Но! Практически не было дорог, не было мостов и не было яндекс карт и навигаторов. И шляться по русским непроходимым лесам ордынцы не сильно любили еще задолго до поляков.
Серьезные набеги на русские земли воины орды тщательно готовили, совершали, как правило, в зимнее время, чтобы избежать переправ через многочисленные большие и малые реки. А сами реки использовали в качестве ледяных дорог. Об этом очень интересно рассказывает в своем романе-эссе «Память» писатель и журналист Чивилихин В.А. Зимой с грибами напряженка, да и в сезон они не устилают леса как мох, а где растут, топчут их кабаны и лоси. В итоге, эта версия представляется и неисторичной, и нелогичной. Могу только добавить цитату:
А еще у тех грибов ноги прям от шляпки.
Ты захочешь его взять, бежит он без оглядки.
Дядя Миша из Рязани был грибник известный,
Очень нравился ему их эффект чудесный. автор Чутки Валсинитас
Версия вторая, легендарная. Есть народное предание, связанное с рязанским Свято-Троицким монастырем. Монахи часто постятся, и грибы у них пользуются особым почетом, посему заготовляли их всегда в изрядном количестве. Однажды настоятель монастыря отправил монахов на тихую охоту в лес. Мещерские леса грибами славятся, и вскоре монахи собрали несколько возов даров природы.
На обратной дороге, напросились к ним крестьянки молодые подвезти до города. Монахи засыпали женщин грибами, а сверху накрыли мешковиной. У ворот монастыря телеги остановились, а тут и настоятель как снег на голову.
Приподняв на одной из телег рогожку, игумен увидел сквозь грибной ворох чьи-то глаза. Усмехнувшись, он с деланным удивлением произнёс: «Да, у нас в Рязани, оказывается, и грибы с глазами». Затем разгрёб пространство вокруг лица испуганной крестьянки, взял пригоршню грибов, понюхал и добавил с лукавой усмешкой, глядя на неё: «Их едят, а они глядят». А дальше, паломники разнесли эту историю по городам и весям.
Версия третья, некрасивая, но правдивая. Наконец, филологи полагают, что выражение «В Рязани — грибы с глазами: их едят, а они глядят» — это дразнилка, которая появилась гораздо позже 14 века, а точнее в веке 19, во времена большого распространения отхожих промыслов после отмены крепостного права. И подтрунивали так над «косопузыми» рязанцами - искусными плотниками и мастеровыми.
Для любой местности характерны особые произношения. Так, в Вологде «окают», а в Рязани «якают» и смягчают согласные. Поэтому дразнилка про грибы изначально звучала примерно так: «У нас в Рязани — грибы с глазами: их ядЯть, а они глядЯть». Со временем появилось и дополнительное толкование поговорки. Говорить о грибах с глазами — значит сочинять небылицы, сильно преувеличивать, передавать слухи. Позже, возникли многочисленные вариации: «В Казани — пироги с глазами», похожее по значению выражение — «Говорят, в Москве кур доят».
Какая версия ближе вам, уважаемый читатель, - только ваш выбор. А прочитать о реальных самых вкусных мещерских грибах можно здесь. Всем удачи! Буду благодарен за ваши комментарии.