Найти тему
Елена Шаврак

ЕГЭ по химии: тренажер по 34 задаче.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Вот и закончился цикл вебинаров по решению 34 задачи, которые проходили в течение последних двух месяцев каждую субботу. В ходе восьми двухчасовых вебинаров были рассмотрены особенности решения задач на атомистику, электролиз, олеум, пластинки, кислые (комплексные) соли, трубки, растворимость, а также задач, в которых вся числовая информация представлена в виде относительных данных. Совместно с участниками вебинаров было решено не менее 80 расчетных задач разного уровня сложности, разных авторов.

В ходе вебинарного курса появилась мысль о создании "универсального тренажера" по 34 задаче. Каковы основания для этого? На первый взгляд, 34 задача ЕГЭ по химии - самая непредсказуемая по содержанию, что делает ее основной интригой всего экзамена. Неоднократно доводилось слышать, что никаких алгоритмов для решения 34 задачи нет и быть не может.

Моя точка зрения несколько отличается от вышеизложенной. Возможно, причиной этому является огромное количество задач самого разного уровня сложности и содержания ( общая химия, органика, неорганика, физическая, коллоидная, аналитическая химия, физико-химические методы анализа, радиационная химия, хим. технология, гидрохимия), с которыми приходилось сталкиваться в своей профессиональной деятельности.

В решении любой расчетной задачи можно выделить 2 части: решение с помощью алгоритмов, характеризующих рассматриваемую предметную область, и раскрытие специфических особенностей конкретной задачи (ее "индивидуальности"). Соотношение алгоритмичности с "индивидуальностью" в каждом конкретном случае различно, но, в целом, доля "индивидуальности" составляет не более 20-30%. Хочу еще раз подчеркнуть, что высказываю свое личное мнение, основанное на десятках тысяч решенных задач.

Алгоритмичность 34 задачи можно проследить на различных этапах ее решения:

-2

Данная таблица отражает основные алгоритмы, используемые в школьных расчетах по химии, не претендуя на абсолютную полноту информации.

Таким образом, ученик, желающий освоить решение 34 задачи, должен сперва освоить все приведенные в таблице алгоритмы расчетов и уметь их использовать в простейших задачах (в 1-2 действия).

Переход от единичных алгоритмов к решению конкретной 34 задачи основан на знании химизма превращений, заявляемых в этой задаче. Грамотная химия - обязательный этап решения 34 задачи. Как правило, химические реакции в 34 задаче не очень сложные. Тем не менее, не лишним на этом этапе является знание наиболее часто используемых в "сложной неорганике" превращений. Их рассмотрению был посвящен соответствующий вебинарный курс в сентябре 2020 г, завершившийся составлением реестра соответствующих реакций.

Далее, для успешного решения самой трудной задачи ЕГЭ по химии необходимо научиться использовать расчетные алгоритмы в контексте соответствующих химических превращений. В этих целях будет актуально использование тренажера по 34 задаче, которому, собственно, и посвящена данная статья.

Основная цель создания такого тренажера :

включить в задачу максимум логически взаимосвязанных усложнений без излишней ее перегрузки.

Предполагается создать три блока тренажеров, отличающихся химизмом преимущественных превращений в задаче :

1. Реакции в растворах

2. Реакции с участием газов

3. Реакции с участием твердых веществ.

Ниже приведен первый образец подобного тренажера, ориентированного на реакции в растворах.

Смесь медного купороса и цинкового купороса, в которой соотношение атомов кислорода и водорода такое же, как в …50 % водном растворе азотной кислоты, растворили в воде. Раствор разделили на 3 части:

В часть 1 добавили избыток рра едкого натра. Масса выпавшего осадка равна 23,52 г, выход данной реакции равен 80%. Лакмус в полученном растворе окрашивается в синий цвет.

Ко 2 части добавили избыток рра сульфида натрия. Масса выпавшего осадка равна 58… г.

К 3 части добавили железную пластинку . После окончания реакции масса пластинки увеличилась на 4 г.

Найти массы насыщенных растворов сульфата меди и сульфата цинка, которые можно было бы получить из кристаллогидратов, входящих в состав исходной смеси, если растворимость безводного сульфата меди в условиях эксперимента равна 22, 2 г/100 г воды, растворимость безводного сульфата цинка в условиях эксперимента равна 35 г/100 г воды

Выделенная курсивом информация - вариативна. Окончательный вариант тренажера предполагается в виде текста и таблицы с несколькими вариантами вариативных показателей.

Усложнения, на отработку которых направлен данный вариант тренажера - "атомистика", смеси, выход реакции, пластинки, растворимость.

Решение данной задачи представлено на видео:

и в файле:

-3

В технических аспектах не сильна, поэтому качество как видео, так и файла с решенной задачей оставляют желать лучшего.... Тем не менее, думаю, что найдутся заинтересованные в рассмотрении затронутого в статье вопроса.

Всего доброго!

Наука
7 млн интересуются