Однажды, приехав домой из училища, Ольга увидела конверт в почтовом ящике. Это ее удивило, потому что с тех пор, как перестал писать Виктор, писем она не получала. Ольга всмотрелась в конверт и увидела, что это от Татьяны. Она улыбнулась: Татьяна не писала ей ни разу. Открыв конверт, Ольга словно услышала ее голос: «Живем мы с Боречкой хорошо, скоро купим свою машину. Хотели летом поехать на море отдохнуть, но оказалось, что у нас будет ребеночек, так что теперь на море поедем не скоро. Боря очень хочет сына, придется постараться». Ольга улыбнулась: «стараться» можно сколько угодно, а кто родится, узнаешь, когда родишь. Татьяна спрашивала, как дела у нее, ей писала мать, что Илья женился, а тетя Дуся вышла замуж. Только в конце Татьяна спросила, как у нее дела с Виктором, ведь он собирался ехать к ней.
Прочитав письмо, Ольга задумалась. Как много времени прошло! Вернее, времени немного, но сколько событий за это время произошло. В ее жизни появились другие люди, они стали близкими и родными. Теперь все чаще она думает о Николае. Виктор Петрович приказал провести телефон в дом – он нужен ему по работе, тогда, наверное, можно будет общаться с ним почаще. Он очень интересный человек: много знает, читает стихи. Конечно, он старше, больше знает. Ольга спросила его, почему он не женат. Николай ответил:
- Не встретил еще ту, которая полностью заберет мое сердце.
Красивые слова, но это только слова. Слов Ольга слышала много, только во верить им она уже боится.
- У меня была девушка, когда я был курсантом, но она хотела, чтобы я был летчиком, а не техником, поэтому ушла к другому. Больше я не заводил таких отношений.
Ольга, конечно, не показывала ему, что он ей нравится, но это, скорее всего, было заметно все равно.
Однажды Мельников, придя домой, озабоченно сказал:
- Нужно сегодня посмотреть новости по телевизору.
- А что случилось?- спросила Евдокия, увидев тревогу в глазах мужа.
- Мне в контору звонил Иван, зять. Отправляют в командировку, в длительную.
- А куда?
- Он не может сказать, говорит, слушайте новости.
Евдокия испугалась. Не дай бог, опять война! Где-то ведь воюют все время. Как людям не надоест убивать друг друга?
Вечером по телевизору сообщили, что 6 октября между Египтом и Израилем начались военные действия. О том, что наши летчики примут участие в этом, не сказали ни слова. Однако Мельников понимал, что об этом могут и не сообщать, ведь это политика, но «длительная командировка» зятя кое о чем говорила.
Услышав об этом, Ольга тоже забеспокоилась: ведь вместе с летчиками посылают и техников.
Начиналась осень со всеми ее признаками: туманами, моросящими дождями, серыми днями. Правда, бывали еще ясные дни, когда золотая листва горела на холодном солнце, и поздние цветы яркими пятнами украшали палисадники.
Ольга училась хорошо, старалась не отставать от сокурсниц. Они были на год моложе ее, Ольга близко не сходилась ни с кем: подруги уже выпустились, а с этими она не задерживалась ни на минуту после занятий, спешила домой. Несколько раз к училищу подъезжал на служебной машине Илья, подгадывая к окончанию занятий, но Ольга пригрозила, что скажет об этом его жене, которая работала в универмаге, и тот отстал.
Правда, все чаще Илья думал о том, что ошибся, нужно было не отказываться от Ольги. Наташа с каждым днем становилась смелее, все чаще сообщала мужу о том, что она задерживается на работе: то внеплановая ревизия, то новый товар получать нужно... Он чувствовал, что у нее кто-то есть, но она умела убедить его в том, что только он самый желанный мужчина в ее жизни. Он тоже не оставался в долгу: почти каждый день он подвозил девушек, куда им было надо, многие из них не оставались равнодушными к его словам и ласкам...
Нина Григорьевна смирилась с тем, что у Маши будет ребенок. Степан устроил ее на работу в школу в соседнем селе, чтобы она могла получить декретные.
Однажды к ним приехал молодой мужчина, спросил, может ли он увидеть Машу. Нина сразу поняла, что это отец ребенка, но дочка никогда не рассказывала, почему они разошлись, не поженились.
- А кто вы такой и зачем вам Маша?- спросила Нина довольно агрессивно.
- Меня зовут Сергей. – ответил он. – А Маша не говорила обо мне ничего?
- Нет не говорила, - продолжала Нина, не пропуская его в дом.
Наконец ему надоело стоять у порога, и он сказал:
- Я хочу поговорить с Машей. Она дома?
- Нет, ее нет дома. Она на работе. В соседнем селе.
- А она говорила вам, что... он слегка запнулся, - что у нее будет ребенок?
- Говорила, - жестко ответила Нина и замолчала, ожидая, что скажет гость.
- Это мой ребенок, - сказал тот. – Разрешите войти, - он сделал движение к двери.
Нина помедлила минуту и отступила. Сергей прошел в дом, снял плащ. Нина Григорьевна предложила ему стул, села напротив него.
- Мы встречались с Машей, - начал Сергей, - но пожениться не могли, потому что...- он замялся, - я был женат...
- Был? – спросила Нина. – А теперь?
- Теперь я свободен и хочу жениться на Маше.
- У вас есть дети?
- Да. Сын. Ему четыре года.
- Значит, вы оставили семью, чтобы жениться на Маше?
- Нет, когда мы познакомились, мы с женой уже не жили вместе. Я Маше сразу не сказал, что не разведен, а ей потом доложили, вот она и обиделась и уехала.
Он помолчал, потом произнес:
- Я люблю ее, помогите мне уговорить Машу вернуться ко мне.
- А вы, значит, платите алименты?
- Конечно, ребенок-то мой и ни в чем не виноват. Это у нас не сложилось с женой.
- Я не знаю, что сказать, - Нина пожала плечами. – Это ей решать.
- А как к ней доехать?
- Ну, если найдете попутную машину в ту сторону, то там спросите, где она живет, - ответила Нина.
Она проводила гостя и подумала о дочке. Если она любит его, то, наверное, простит. Да пусть бы простила – он вроде бы ничего, правда, алиментщик, но ведь у Маши будет его ребенок. Она подумала об Илье и Ольге. Девочка растет, а отца не знает. Да и он не видел ее. Вдруг Нина вздрогнула от мысли: она ведь тоже не видела внучку! Илья был далеко, да и теперь живет не здесь, но она-то рядом! И ни разу не возникла мысль увидеть крошку, хотя не сомневалась, что девочка – дочка сына. Ей стало страшно от того, что произошло: девочке уже около девяти месяцев, а она ни разу не увидела ее и что самое страшное – не было желания ее увидеть!
Она подошла к зеркалу. Оттуда взглянула на нее еще не старая женщина, с остатками привлекательности, но со строго поджатыми губами и суровым взглядом. Ей стало страшно. Куда делась ее веселость, доброта? Ведь не всегда же она была такой!
Когда она решила женить на себе приезжего председателя сельсовета, она была смешливой и симпатичной девкой. Парней, конечно, не было, а возраст уже подходил. Однажды в их колхоз приехал уполномоченный из района, выступал на собрании в клубе, потом все заигрывал с девчатами, а потом предложил ей проводить до дома. Она, конечно согласилась, а он повел ее в ближнее поле. Ночь была безлунной и теплой, а солома в стогу такой мягкой...
О том, что эта прогулка не осталась без последствий, Нина узнала скоро. Она поделилась своими подозрениями с подругой Галиной, и та предложила ей вариант с Дорошиным. С тех пор они живут вместе. Догадался ли он о том, что Илья родился раньше времени не случайно, Нина не знает до сих пор. Может, именно тогда и возникла в ней неприязнь к тем, кто женится и выходит замуж по любви, а не потому, что надо скрыть грех.