Найти в Дзене
ДМК

Памяти Шумахера

Оглавление

Когда мы говорим "режиссер", на ум приходят значительные, выдающиеся имена. Тарантино, Линч, Спилберг, братья Коэн, Финчер, Скорсезе, - это те, кто менял кинематограф, снимая переломные фильмы или фильмы, определяющие эпоху, опережающие ее. Но позади таких громких имен всегда есть фигуры, чье творчество с точки зрения развития кинематографа никогда не будет значить столько же, сколько значат "Криминальное чтиво", "Твин Пикс", "Индиана Джонс", "Большой Лебовски", "Бойцовский клуб" или "Таксист".

Позади крупных и самобытных авторов стоит масса крепких ремесленников, на фоне которых и познается оригинальность вышеперечисленных. Это режиссеры, у кого нет какого-то ярко выраженного стиля, из-за которого мы считываем авторство с первых кадров. Режиссеры, в чьем творчестве порой больше неудач, а хитов всего пара штук. А даже если их больше, они не становятся любимцами критиков именно потому, что их считают за тех, кто может приносить деньги продюсерам, но вот высказаться или изменить одним фильмом какие-то каноны, жанр или всю систему, нет.

Одним из таких крепких и безусловно талантливых мастеров второго эшелона был Джоэл Шумахер, покинувший нас в этом году.

-2

Я не буду здесь писать его биографию или подробный обзор всей фильмографии. Во-первых, я не все смотрел и никогда не собирался. Во-вторых, Шумахер наснимал много проходного и откровенно дрянного кино. Кстати, в этом плане с чего он начал, тем и закончил: у его первых и его последних фильмов рейтинги критиков и зрителей примерно одинаковые - в районе 5 из 10.

-3

Первым фильмом, который я у него посмотрел, был пресловутый "Бэтмен и Робин" - тот самый с сосками на костюме, бэт-кредиткой, Арнольдом в роли Мистера Фриза и т.п. Мне было 8-10 лет и понятия не имел, что он провальный, заклеванный и проклятый. Мне он в силу возраста дико понравился, к тому же никаких других фильмов про Бэтмена я тогда не смотрел.

-4

Потом в разные годы по телевизору посмотрел его же "Бэтмен навсегда", "С меня хватит!" и "Плохую компанию". А в юности уже на компьютере смотрел пиратские версии "Телефонной будки" и "Рокового числа 23". Где-то в это время кино я стал интересоваться серьезнее, поэтому имя режиссера знал.

С этим знанием смотрел "Кровавый ручей" и "Что скрывает ложь", но не из-за того, что их снял Шумахер, а из-за актеров. В первом играл Фассбендер, с которым я в один год посмотрел все фильмы, а у второго подкупил трейлер. Конечно оба фильма оказались дрянью.

-5

Нынче, когда я погрузился в кинематограф 1980-х, о котором писал всё лето, я заценил "Пропащих ребят" и чуть не проронил скупую ностальгическую слезу на олдскулы. Как уже писал в одной рецензии, просмотр фильмов эпохи 1985-2000 - это моментальный перенос в детство. И вот на этой волне решил посмотреть, что еще наснимал Шумахер. Выбрал несколько фильмов, которые давно попадались на глаза, но все никак до них не добирался... и тут он умер. Теперь уж точно надо было помянуть просмотром.

Огни святого Эльма

-6

Я шел хронологически, и первым выбор пал на "Огни святого Эльма" - первого коммерческого успеха Шумахера. Фильм вышел в один год с культовым "Клубом "Завтрак"" и задействовал аж трех актеров оттуда: Эмилио Эстевеса, Джадда Нельсона и Элли Шиди. Фильм Шумахера собрал в 3 раза больше своей стоимости, а "Клуб" - в 45! И да, первый померк на фоне второго, но песня из фильма надолго стала хитом.

Ирония в том, что в "Клубе" герои старшеклассники, а "Огни святого Эльма" начинаются с выпускного и рассказывают о взрослой жизни. С учетом трех "совместных" актеров эти фильмы смотрятся как дилогия. И хоть со временем "Огни" в статусе уступили "Клубу", это тоже хороший фильм о понятных многим проблемах: о любви, о месте в обществе, о карьере, о переходном периоде из беззаботного юношества во взрослую жизнь с ее определенностью и строгостью. Сегодня фильму добавляет шарма наличие молодых будущих звезд, в том числе Деми Мур и Роба Лоу.

-7

Коматозники

-8

Следующим я посмотрел "Коматозников", которых часто в детстве показывали по СТС, но я не проявлял к ним интереса. Еще одна коммерческая удача Шумахера, еще одна сборная солянка из молодых звезд: Кевин Бейкон, Кифер Сазерленд, Джулия Робертс, Уильям Болдуин. Также у фильма хорошая идея, отличная эстетика, естественность актеров и умеренное морализаторство. Не пожалел потраченного времени.

Судебные драмы

Дальше были освоены две экранизации популярного в 90-е писателя судебных драм Джона Гришэма ("Фирма", "Дело о пеликанах", "Благодетель") - "Клиент" и "Время убивать".

-9

Первый фильм очень хорошо начинается. Два брата идут в лес, чтобы в тайне от всех покурить, но натыкаются на человека, который хочет покончить с собой. Благодаря откровенности самоубийцы один из братьев узнает слишком много, что ставит под угрозу жизнь его семьи. К сожалению, дальше приходится наблюдать идиотское поведение "малолетнего дебила", которому потворствуют взрослые. Местами там показывают откровенную дичь, и это конкретно портит фильм.

Тем не менее фильм хорошо заработал в прокате и получил номинацию на "Оскар" для Сьюзан Сарандон в роли адвоката главного героя. Она там и вправду хороша, но еще круче там Томми Ли Джонс в роли набожного прокурора, который на каждом суде цитирует Библию.

-10

Ну а актер, сыгравший главную роль, позже скончается от передоза.

"Время убивать" - вещь гораздо серьезнее. И по замыслу, и по исполнению. Не зря сам Гришэм считает ее своей лучшей работой. Ну а я в свою очередь считаю этот фильм лучшим из отсмотренных у Шумахера за неделю.

-11

Многослойная драма о правосудии, коррупции, морали и расизме. Замечательные актерские работы Сэмюэла Л. Джексона и Мэттью МакКонахи (чье творчество я недавно подробно разбирал - список ссылок здесь), хорошая драматургия, афористичные диалоги и пафосный, но проникновенный финал в виде слезоточивого монолога героя Маканаги, в котором угадывается будущий триумф этого актера. "Время убивать" и "С меня хватит!" - это Шумахер на пике возможностей. Смотреть однозначно.

-12

Фильмы 99-го

В 1999-м Шумахер выпускает аж 2 фильма. Первый - "8 мм" - триллер о мрачном мире перверсивной порнографии Америки, в котором герою вечно безумного Николая Кейджа нужно найти авторов т.н. снафф-видео с пропавшей девушкой. Компанию ему составляет еще молодой и не статусный Хоакин Феникс.

-13

Не смотря на интригующий зачин и общую атмосферу мрака человеческой испорченности, фильм оставляет равнодушным. Во многом "благодаря" затянутости и шаблонности последней четверти фильма. Мало того что нужно было заканчивать раньше, так еще и не так топорно и предсказуемо. Но на фоне ряда других лент режиссера этот фильм сносный.

-14

Вторая работа 1999-го года выпуска - "Без изъяна" - типичная мелодрама о дружбе двух, казалось бы, максимально непохожих людей. Один из них полицейский, герой, которого разбил инсульт, второй - трансвестит, мечтающий об операции по смене пола. Оба отщепенцы, они нуждаются друг в друге. Нетрудно догадаться, что финал - это, как говорилось в одном классическом фильме, "начало прекрасной дружбы".

-15

Очень гротескный, очень выпуклый, истеричный фильм с немного дурацким сюжетом, который спасает как обычно феноменальная игра ныне покойного Филипа Сеймура Хоффмана, артиста гениального, выкладывающегося на 200% в любой своей роли. Компанию ему тут составляет Роберт Де Ниро, который убедительно изображает инсультника. К сожалению, после этой роли в плане мимики, кажется, он так и застрял и ныне во всех фильмах играет одинаково. Докривлялся.

-16

Стран тигров

Неделя Шумахера закончилась для меня фильмом "Страна тигров", который я хотел посмотреть еще в детстве, когда увидел трейлер перед каким-то другим фильмом на кассете. У меня тогда был "военный" период, а этот фильм повествует о тренировочном лагере для отправляющихся на войну во Вьетнаме.

-17

Получилось что-то среднее между первой половиной "Цельнометаллической оболочкой" Стэнли Кубрика (той, что про учебку, конечно) и "Уловкой 22" Джозефа Хеллера, об успешной экранизации которого я писал здесь.

Но, к сожалению, фильм проигрывает и тому, и другому. Первому - потому что на его фоне вторичен и не столь драматичен. Второму - потому что тот был сатирой, призванной высмеять идиотию армейской бюрократии, чего в тяжеловесом фильме Шумахера нет.

-18

Хотя и у него посыл правильный: идти в армию капиталистической страны, ведущей империалистическую войну против маленькой и безобидной страны - удел фашистов и фанатиков. Главный герой в исполнении Колина Фаррелла весь фильм всячески саботирует приказы командиров и пытается спасти боевых товарищей путем их досрочной демобилизации от потенциальной смерти на войне.

-19

Эпилог

Если все-таки искать что-то связующее в творческом наследии Джоэля Шумахера, то свои лучшие фильмы режиссер посвятил обиженным и угнетенным. Это жертвы детских издевательств и сексуальных домогательств в "Коматозниках", доведённый до ручки клерк в "С меня хватит!", трансгендеры и трансвеститы в "Без изъяна", white trash (белая шваль) в "Клиенте", чернокожие во "Время убивать", жертвы секс-индустрии в "8 мм" или высокомерного и потребительского отношения к себе в "Телефонной будке", жертвы агрессивной военщины в "Стране тигров". В конце концов, Шумахер сам был геем в эпоху, когда это не было так одобряемо, как сейчас. Покойся с миром, ремесленник сочувствия.

-20

Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы