Найти в Дзене

От гаража до психбольницы. История ТОП-КНИГИ. Глава 25. Война и книжный мiр

Полное оглавление

Итак, в начале января 2008 года я имел короткий разговор с Ляминым в офисе, на котором стороны озвучили свои позиции:

  • Лямин заявил, что он из принципиальных соображений отказывается исполнять свои финансовые обязательства по выплате мне оставшейся части оговоренной стоимости моей доли в компании (о чем мы договорились после долгих споров в конце декабря 2007 года).
  • Трифонов заявил, что он принимает это к сведению и сделает со своей стороны всё, чтобы компания ТОП-КНИГА была уничтожена.

Под "принципиальными соображениями" здесь имело место то, что я решил открывать свои книжные магазины. Хотя в наших договоренностях от 2007 года ничего про это не было сказано, Лямин и Воронова считали "само собой разумеющимся", что я не создаю им конкуренцию, особенно в условиях, когда "ТОП-КНИГА и так находится в сложном финансовом положении с убытками по полмиллиарда в год, а тут еще и ты начинаешь гадить" (цитаты от Вороновой).

Естественно, я не планировал начинать массовую юридическую войну по двум причинам. Во-первых, такая война - крайне затяжное и очень дорогое дело, я потрачу все свои деньги и еще не факт, что получу когда-то их обратно. Во-вторых, мой главный аргумент - это мои книжные магазины, которые будут лучше ТОП-КНИГовских и нанесут им материального ущерба в размере как минимум падения выручки на сумму, много большую, чем отказался платить мне Лямин. Новосибирские магазины всегда были основным кормильцем розничной сети с учетом высоких цен и почти монопольного положения в городе. Лямин даже отказывался открывать много новых книжных магазинов в Новосибирске, считая, что это лишние затраты, а все книжники всё равно приедут в "Книгомир". (Исключений было достаточно мало: был открыт "Книгомир" в ТРЦ "Ройял Парк", потому что на это место претендовали москвичи ("Bookberry"), после долгих и продолжительных действий был построен "Лас-Книгас" на левом берегу (это тема для отдельной главы, мы несколько лет планировали построить книжный двухэтажный мегасупергипермаркет на пару тысяч квадратов, сначала в Нарымском сквере, потом на площади Маркса и т.д.), и где-то уже одним из последних был открыт "Книгомир" в Родниках, но проработал он совсем недолго.

Поэтому для публичности я открыл блог про ТОП-КНИГУ, где рассказывал о том, как все было и происходило, а в качестве основной деятельности начал открывать книжные магазины формата "BOOK-LOOK" и "Александрийская библиотека" (как раз первым в этом формате был хорошо известный "Плиний Старший", который открылся 25 июня 2008 года, в день моего 40-летия - хотя его и не отмечают).

Со мной в новую компанию ушел ряд сотрудников ТОП-КНИГИ, в первую очередь, ассортименщики, но и не только.

Летом 2008 году у меня было несколько забавных встреч с разным сотрудниками ТОП-КНИГИ. Во-первых, ко мне приходили сразу два человека из СБ - один (Михаил Юрьевич Рыбин) у нас когда-то давно работал, а второй (Неведомский, имя забыл) работал уже в последние годы. Оба они выражали мне всяческую поддержу и предлагали свою кандидатуру для руководителя СБ в моей новой организации. А, во-вторых, у меня было несколько встреч со старыми товарищами, которые говорили, что я не должен воевать со своими бывшими соратниками, потому что иначе на их место придут москвичи, и все будет еще хуже.

Где-то в это же время у меня была встреча с Вороновой, которая сказала, что Лямин со мной встречаться не хочет, потому что не знает, о чем мы можем еще общаться, а она хотела бы пообщаться. В качестве темы для общения она много рассказывала о том, какие честные у нее родители, какая честная она сама и о том, что их решение не платить мне денег является совершенно правильным, и я с этим должен согласиться.

Один из новосибирских юристов как-то мне сказал, что нет ничего хуже, чем судебный спор между жителями Академгородка. Если людей попроще часто можно просто уговорить на компромисс и мировое соглашение, то люди с высшим (НГУ) образованием имеют в своей голове отлично выстроенную систему мира и очень логичный набор аргументов, очевидно доказывающий их правоту, и это для них является вопросом принципиальным, важнее любых денег.

По расчетам Вороновой (непонятно на чем основанных), мои деньги должны были закончиться к августу 2008 года, но они почему-то не закончились. К этому же времени, кроме открытых и работающих магазинов, удалось несколько раз чувствительно опередить ТОП-КНИГУ по привозу важных новинок, и не только. Была достаточно знаковая история, когда летом 2008 года по России разъезжал поезд с писателями, которые выходили в крупных городах и проводили встречи в книжных магазинах. ТОП-КНИГА объявила, что у них в новом "Лас-Книгасе" пройдет встреча с Сергеем Лукьяненко. Так как "Плиний Старший" изначально позиционировался как большой книжный магазин-клуб, где проводятся встречи с авторами, мы должны были ответить чем-то очень сильным. Я позвонил Якову Михайловичу и добился того, чтобы Лукьяненко выступил и в "Плинии Старшем", причем по времени раньше, чем в "Лас-Книгасе". У нас была толпа, а в Лас-Книгасе - в три раза меньше народу.

Рассказывать далее про компанию "Аристотель" - это тема других мемуаров, поэтому вернемся ближе к ТОП-КНИГЕ.

Мне было очевидно, что если Лямин с Вороновой решили кинуть меня (при том, что мы отработали вместе 15 лет), то они легко начнут кидать и других, и рано или поздно (а при той нервной обстановке скорее рано) они кинут кого-то, кто в состоянии начать серьезную войну против них. Так оно и получилось. В конце 2008 года мне позвонил Сергей Щебетов и попросил о встрече.

Летом 2008 года совладельцем ООО ТОП-КНИГА стал Сергей Дмитриевич Щебетов, который приобрел 10%-ю долю в компании за 273 миллиона живых рублей. Сергей Дмитриевич - очень серьезный и талантливый человек, родом из города Тара в Омской области, он достаточно долго проработал генеральным директором компании "Система Телеком" - то есть, главным управляющим всего МТС. Именно при нем МТС прошла IPO и стала стоить огромные деньги, и именно при нем эмблемой МТС стало знаменитое яйцо, за которое было заплачено очень много денег. К тому времени у него закончился контракт с работодателем, и он решил стать частным инвестором. Так получилось, что его выбор пал на ТОП-КНИГУ со всеми вытекающими последствиями.

Сергей Дмитриевич Щебетов, топ-менеджер и частный инвестор
Сергей Дмитриевич Щебетов, топ-менеджер и частный инвестор

Мы встретились с Сергеем в лобби гостиницы "River Park" ("Хилтон" и "Мариотт" тогда в Новосибирске еще не были построены). Сергей мне пожаловался, что при тщательном изучении финансового состояния компании "ТОП-КНИГА" он выяснил (неожиданно), что компания, оказывается, является сильно убыточной, его ввели в заблуждение на стадии переговоров и предварительного изучения финансовых отчетов.

Я удивился, что такой серьезный человек с большими деньгами, собираясь их вложить, не смог изучить все достаточно точно, не предусмотрел в договоре покупки доли возможного пересмотра договора в случае недостоверных сведений, и даже не переговорил предварительно со мной, хотя история с моим уходом была достаточно известна на рынке.

Сергей объяснил это так. Он - человек новый в книжном рынке, не знал многих реалий. Ему нравились книги, он считал этот рынок интересным, кроме того, не очень криминальным. Кроме того, он прекрасно понимал, что в таких переговорах продавец всегда в состоянии нарисовать для продавца финансовую картину лучше, чем она есть на самом деле, поэтому он искал на рынке компанию, у владельцев которой заведомо хорошая репутация, и поэтому они если и приврут немного, то не сильно. И вот он, наконец, нашел такую компанию с безупречной репутацией. К сожалению, я не смог узнать, что это за люди дали ему столь добрые и полезные советы.

Также выяснилось, что Сергей был в курсе, что значительная часть от тех 273 миллионов, которые он заплатил за свою долю, были сразу сняты Ляминым и Вороновой и потрачены по собственному усмотрению. По словам Щебетова, ему сказали, что эти деньги предназначены для расчетов с предыдущими владельцами компании, поэтому он был уверен, что мне все выплатили как раз из этой суммы.

По официальной ТОП-КНИГовской версии, Щебетов испугался кризиса 2008 года и под это дело решил потребовать свои деньги назад. По словам Щебетова, основной проблемой была недостоверная финансовая отчетность, он считал, что ситуация на рынке управляемая (поскольку еще и не такое видел), но считал, что в реальности за те деньги, которые он уплатил, его доля должна быть в 2 раза больше. Получив отказ от Лямина и Вороновой обсуждать этот вопрос, он принял решение начать боевые действия.

Поговорив в теплой и дружественной обстановке, мы приняли решение продолжать дальнейшее сотрудничество. Я ему рассказываю разную полезную информацию, он передает мне для публикации на блоге то, что узнаёт он сам, а тем временем он нанимает команду юристов, которая начинает борьбу против владельцев компании (и компании как таковой). То есть, вопрос стоял так - или он получает обратно свои деньги, или разрушает компанию Лямина до основания, а его самого сажает в тюрьму за мошенничество.

Я поддерживал его стремления, тем более, что по условиям договоренностей, за все боевые расходы платил он.

Последующие 2-3 года ознаменовались большим количеством разных судов и следственных действий. Было подано до десятка судебных исков с обеих сторон. В офис ТОП-КНИГИ и домой к Лямину приходили с обысками и изымали какие-то компьютеры и серверы. Было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Щебетов регулярно приезжал в Новосибирск, неизменно полный оптимизма и с новыми интересными идеями. Например, он хотел на выезде из аэропорта повесить большой баннер со словами "Гера и Таня, где мои деньги? Сережа", чтобы его видели все, прилетающие в город. Щебетов активно общался с руководством новосибирского Сбербанка как большого кредитора "ТОП-КНИГИ", упирая на свое личное знакомство с Грефом, требуя от Сбера активных действий по отношению к должнику, а Сбер не хотел активных действий, надеясь все же получить денег в полном объеме. Щебетов подозревал, что местное руководство Сбера само сидело на откатах от ТОП-КНИГИ, но доказать это не мог.

Интересным было и то, как обе стороны работали с прессой. Лямин с Вороновой решили дать большое интервью газете "КоммерсантЪ", где подробно изложить свою позицию, рассказать о продаже доли в компании новому (уже хорошему) инвестору и выразить уверенность в положительном исходе всех разборок. Они вычитали текст интервью перед публикацией и решили, что все нормально. А потом этот текст вышел под большим заголовком "Уголовных дел, где мы фигурируем, не так много, как кажется".

В результате военных действий в явном плюсе остались юристы всех заинтересованных сторон, а также коррумпированные судьи, банковские работники, журналисты и сотрудники правоохранительных органов. Обе стороны не жалели времени и денег.

В сухом остатке получено было следующее:

1. Все значимые судебные иски Щебетова были оставлены судами без удовлетворения.

2. Ответные судебные иски Лямина и Вороновой к Щебетову также были оставлены без удовлетворения. В частности, иск об оскорблении, где утверждалось, что Щебетов в электронной переписке назвал Лямина пидарасом.

3. Уголовное дело о мошенничестве постепенно растворилось и было закрыто.

4. Единственным иском, который был удовлетворен судом, был иск Трифонова М. о признании недействительной сделки купли-продажи 10%-й доли в ТОП-КНИГЕ от Трифонова к Лямину. Несмотря на то, что суд первой инстанции, а также апелляционный суд не удовлетворили иск, в результате кассации их решение было отменено, и было принято новое решение - сделка недействительна, Трифонову полагается вернуть 10%. Юристы Лямина попытались утверждать, что данное решение не означает, что Трифонов снова является совладельцем ООО ТОП-КНИГА, но государственные органы были иного мнения, и зарегистрировали право Трифонова на владение 10% (при том, что у Щебетова 10% тоже осталось, потому что покупал их не у Трифонова, а у Лямина). Лямин подавал в суд на Налоговую, пытался доходить до ВАС, но был послан.

Формальным основанием для удовлетворения иска послужило то, что Лямин не заплатил Трифонову сумму в размере 4300 рублей (номинальная стоимость доли). А надо было заплатить.

Данные 10% помогли в некоторых дальнейших юридических действиях, но монетизировать это к тому времени уже было невозможно - продажи падали, убытки росли, компания летела под откос и уже ничего не стоила. Даже продажа доли в компании еще одному инвестору - владельцу удачно проданной сети "Копейка" никак не помогла ТОП-КНИГЕ. Правда, здесь инвестор был чрезвычайно внимателен, и все свои деньги получил обратно, когда ТОП-КНИГА занималась массовой финальной распродажей товара.

Я встречался с Максимом Гольдбергом, представителем нового инвестора, когда Максим занял пост генерального директора ТОП-КНИГИ. Я прямо сказал, что не верю в то, что у него что-то получится. Так оно и вышло.

ТОП-КНИГА прекратила существование в сентябре 2013 года, хотя фактически наблюдение и конкурсное производство было введено в 2011 году. Залоговые кредиторы (банки) получили 70-75% от того, что им было положено, поставщики получили хрен на блюде. Приставы описали и продали мебель и бытовую технику Лямина на 26 000 руб., еще 143 600 руб. списали с его банковского счета. У Вороновой денег и имущества не обнаружили (благо все было заранее переписано на её маму). У книжных издателей пропало в общей сложности около 2 миллиардов рублей

.