Вы – древний римлянин эпохи Цезаря и Цицерона, и вам очень хочется стать консулом… что делать?
Без чего шансы равны нулю
Начнем с «прожиточного минимума». Избрать на почетную должность могут только свободнорожденного гражданина. Вчерашний раб (вольноотпущенник) не может в принципе быть кем-либо. Если же сын вольноотпущенника вдруг окажется в сенате – вспыхнет чудовищный скандал (прецедент был… два с половиной века назад).
Без чего еще – не обойтись? Чтобы начать политическую карьеру, надо быть римским всадником, то есть иметь имущественный ценз 200 тысяч сестерциев (потом, при Августе, эта сумма удвоится) и не заниматься позорными, с точки зрения римлян, ремеслами. Скажем, актер быть римским всадником не может.
Что такое 200 тысяч сестерциев? Это цена небольшого поместья, где не покладая рук трудится 10-15 рабов. Не так уж много, правда? Только это лишь теория. На практике политики Рима – гораздо богаче. У них миллионы или десятки миллионов сестерциев. У Красса даже 150 миллионов, правда, он один такой.
И да! Очень желательно, чтобы много поколений ваших предков тоже были всадниками. А то враги распустят грязный слух, что ваш отец лепил горшки или работал в прачечной…
«Дорога почестей» и возрастные цензы
На самую младшую сенаторскую магистратуру (квестор) – не выбирают раньше тридцати. Другие выборные должности тоже имеют возрастной ценз, и проходить их нужно последовательно: от младшей должности к старшей. Этот порядок называется «дорогой почестей» (cursus honorum). В последние десятилетия существования республики – между диктатурой Суллы и диктатурой Цезаря – эта дорога выглядит таким образом:
- 20 квесторов (казначеев). Возрастной ценз – 30 лет. Прохождение квестуры – обязательно для дальнейшей карьеры.
- 10 плебейских трибунов («народных заступников»), возрастного ценза нет. Должность доступна только для плебеев, проходить ее не обязательно.
- 4 эдила (снабжают город продовольствием и устраивают зрелища), двое из них – курульные и двое – плебейские. Возрастной ценз – 36 лет. Должность плебейского эдила доступна только для плебеев, курульного – и для патрициев. Патрицию не обязательно становиться эдилом. Плебей же для успешной карьеры должен стать либо эдилом, либо плебейским трибуном (некоторые проходили обе должности).
- 8 преторов (председательствуют в суде). Возрастной ценз – 39 лет. Пройти претуру – обязательно для всех для достижения консулата.
- 2 консула (руководят республикой). Возрастной ценз – 42 года. Вожделенная вершина пирамиды…
Все эти должности занимают в течение года. Через год консулы, преторы, эдилы и т. п. – сменяются. Повторное избрание на должности возможно, но случается довольно редко и через много лет. Стать консулом во второй раз – еще сложнее, чем быть избранным впервые…
Как это выглядит на практике?
Допустим, вы родились в 106 году до н. э. Значит, выставить свою кандидатуру на должность квестора вы сможете в 76 году и в случае удачи пробудете квестором весь 75 год. Автоматически вы попадаете в сенат и остаетесь сенатором до конца своих дней (если суровый цензор вас не исключит за «аморальный» образ жизни).
Часть квесторов заведуют казною и архивами Италии и Рима, а часть – делаются младшими товарищами наместников провинций (проконсулов и пропреторов). Второй вариант – более перспективный, так можно получить и ценный опыт, и большие связи. Некоторые квесторы умудрялись даже управлять провинцией, если их наместник проуправлял свой срок и хочет возвратиться в Рим, а его преемник еще не приехал.
Кто же определяет, куда поедут свежевыбранные квесторы? Определяют боги, то есть жребий… Но не все так страшно! Во-первых, можно обменяться жребием с товарищем, а во-вторых… смухлевать.
Однако год прошел, и вы сложили полномочия. Что дальше? Вы – один из 600 сенаторов, причем сидите в задних рядах. Голосовать вы сможете («ногами»), а говорить речи – нет. В сенате ведь высказываются по очереди: сперва бывшие консулы, потом бывшие преторы… до бывших квесторов, скорее всего, очередь не дойдет.
До следующих серьезных выборов – много лет…
Эти года надо использовать! Если у вас военные таланты, нужно получить место одного из легатов (помощников) наместника провинции – и вы проявите себя на поле брани. Если вы оратор – выступайте в Риме на судебных процессах. Самое главное – завоевать друзей в сенате. Без этого никакая карьера немыслима.
Многим помогла должность плебейского трибуна. Трибун может собрать народное собрание (комиции) и поставить на голосование закон, заблокировать любые решения сената и должностных лиц. Зато трибуну могут мешать другие трибуны… так что тут есть где развернуться и стороннику народа, и поборнику знати. Хороший шанс стать важным и прославиться. Трибунами были знаменитые братья Гракхи.
Должность эдила – трамплин для большого прыжка. Устроив пышный праздник, эдил может – абсолютно законно! – подкупить своих завтрашних избирателей. Народ запоминает имена щедрых эдилов! Однако обеспечивать все это удовольствие – гладиаторов, слонов-канатоходцев, носорогов и другие чудеса – вам следует из своего кармана. Тут для успеха мало быть богатым. Надо быть очень богатым.
Должность претора – вторая после консульской. Отслужив свой срок, вчерашний претор управляет целой провинцией в течение одного, дух, а то и трех лет, может командовать легионами на театре военных действий… Управление провинций снова позволяет завоевать важных друзей… ну и обогатиться. Для этого даже нарушать закон не обязательно. А наместник-грабитель имеет шансы стать истинным Крезом… если не падет жертвой судебного процесса о вымогательстве.
Но вот вы возвратились из провинции и – молодец! – можете начинать предвыборную кампанию. Народное собрание (комиции), конечно, изберет вас в консулы… или нет?
Стеклянный потолок
– Может ли сын полковника стать генералом?
– Нет. У генералов тоже есть дети…
Мы видим, как сужается вершина пирамиды: квесторов 20, а консулов – только двое, так что до консулата дойдет каждый десятый квестор.
Что позволяет выстрелить в десятку? Слава оратора и полководца? Друзья? Деньги? Да… в какой-то мере... Только есть еще одно условие – происхождение.
Более 80 процентов римских консулов – это потомки других консулов. А из оставшихся 15-20 процентов большинство имеет предков в сенате.
«Новые люди», без родственных связей в сенате, среди римских консулов – как белые вороны. Надо быть Цицероном или Гаем Марием, чтобы взлететь так высоко…
О том, как это все же удается сделать, мы напишем в следующей статье – о «предвыборных технологиях»…
Все мои статьи, связанные с древней историей, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Была ли у древних римлян совесть?
Как пропаганда губит императора (казус Наполеона III)