Русская культура - практически на 100% культура земледельческая. Чуть ли не эталон земледельческого типа хозяйствования и вытекающего из него комплекса социальных взаимоотношений. И в нашей культуре, как и практически во всех остальных культурах именно земледельческого типа (начиная уже с Античности, Древней Греции и Рима) кочевник-номад воспринимается по умолчанию как противник. Враг. Тот, от кого исходит опасность.
...Отвечай мне, македонец,
Слышал ли когда-нибудь
Гулкий топот наших конниц,
Песнь стрелы, начавшей путь?
(с) Белянин, "Князь-сколот в плену"
Кочевники... Чу! Слышите? Само это слово пробуждает в генной памяти смутную тревогу. Короткий посвист легких стрел, запах конского пота, кислого молока - и гари от сожженных сел и городов?
Кочевники... Те, кто приходит неожиданно, почти из ниоткуда - и уходит в никуда. Те, чье нападение можно отбить, но кого крайне сложно окончательно победить, ибо нет у них некоего центра, который можно захватить - и тем обеспечить покорность его населения.
Кочевники - для любого средневекового человека это очень страшно. В том числе и для самого кочевника...))
Суть войны
Кочевники практически для всех оседлых цивилизаций Евразии были крайне неприятным противником. Дело в том, что сама культура кочевого образа жизни по умолчанию подразумевает перманентно текущую войну практически со всеми соседями, в том числе с "собратьями" - номадами из других племен. Даже в первую очередь - именно с ними.
Мы, потомки оседлой цивилизации, привыкли воспринимать Степь как огромную, а главное, ничейную территорию. Это ошибка. В Степи никаких ничейных участков нет и никогда не было.
Вся Степь, как зона обитания кочевников (любых - кипчаков, печенегов, сюнну, киргизов каких-нибудь, и т.п.), всегда была поделена на "кормовые участки" - проще говоря, пастбища. Вот здесь мой род коней и прочий скот пасет, а там - твой. И ты ко мне не ходи, иначе услышишь свист моей сабли...
При этом разные участки земли находятся в разных географических условиях и обладают разной... Земледелец сказал бы - урожайностью, но номады землю не пашут, и сами ничего не растят. Но тем не менее площадь каждого участка каждого племени, каждого рода была строго определена, и кочевать в мирное время можно было только в пределах "своей" территории.
Кочевник на практике блюдет территориальный принцип еще и похлеще заносчивого рыцаря из европейского замка - "вот какие земли я из башни вижу, те и мои".
А если так случилось, что род твой размножился, и еды перестало хватать? У номадов - любых - огромные пастбища. На одного человека приходится несколько лошадей - и это не считая овец, верблюдов или кого они там разводят. Перестает хватать кормовых угодий - и что тогда?
Война.
Случилась засуха, оскудела земля, не хватает травы на прокорм табунов - что тогда?
Война.
Потому что никто просто так твои табуны к себе пастись не пустит - самим мало!
Поэтому кочевники исторически очень активно резались друг с другом. Именно поэтому для кочевнических войн характерна жестокость, пугающая людей из "оседлых" культур - когда в побежденном роду вырезается все мужское население ростом "выше тележной чеки". Помните знаменитую историю с Чингисханом?
В условиях жизни в Степи цель большинства войн - это не столько захват территории с целью обложить ее налогами, как в Европе, например (хотя и это тоже - разные дани-подати у кочевников были очень распространены, каждое племя кому-то что-то платило - а какое-то другое платило ему), сколько - истребление противника, потому что без этого нельзя отхватить чужие пастбища. Сокращение числа едоков у конкурентов, грубо говоря, чтобы они не сократили количество твоих.
Войны по принципу "рыцари дерутся с рыцарями, а крестьянам на земле, в общем-то, пофиг, кто в замке сидеть будет" номады просто-напросто не понимали.
При этом практически каждый взрослый мужчина племени - в той или иной степени воин. Именно потому, что он знает - если придут убивать, то всех. Да, в крупных племенах тоже были своего рода дружинники-профессионалы - батыры, нукеры, которые владели оружием значительно лучше остальных, и жили больше не с табунов, а с грабежа - но и понятия "простой человек", "человек мирный" у многих кочевых народов века до XVIII просто не существовало. Пока и до них не дошла цивилизация в виде линейной пехоты с ружьями, на которую, коли успела развернуться в шеренги, не особо-то и наскочишь...))
Было разделение на "простолюдинов" и "дворян", аристократов, как и везде, но при этом даже простолюдины владели какими-то боевыми навыками и умели ездить верхом. Чаще всего стрельбой из лука, реже - копьем, еще реже - клинковым оружием, это удел батыров...
А конный лучник - это целый конный лучник. Это уже легкий кавалерист, однако, хоть и иррегуляр. Человек, знающий себе цену.
Каждый степняк-кочевник (все мужчины, а часто и женщины) - он еще и охотник. Записки европейцев, контактировавших с монголами, татарами (хотя многие татары были вполне себе оседлые, но хватало и кочевых), казахами, киргизами, якутами (тоже кочевой народ изначально) переполнены свидетельствами, как только что мирно ехавший кочевник углядел какого-нибудь зайца, без лишних слов вытащил лук, накинул тетиву - и хоп! Это умение даже не считалось в их среде за достоинство, это привычный, обиходный навык, как у нас вот - белье в стиральную машинку кинуть...)
Кроме того, в крупных племенах практиковалась совместная, открытая, загонная охота на всю серьезную дичь, которая водится в степи. Сайгаков, куланов, джейранов и т.п. Охоты бывали необычайно масштабными, насчитывали сотни, а иногда и тысячи участников - и этими огромными массами людей и лошадей надо было как-то управлять. Управление осуществлялось, например, звуковой сигнализацией - барабанным боем, пуском свистящих стрел (у монголов), и т.п. Руководство такой охотничьей операцией - максимально близко к руководству операцией войсковой. Кстати, именно своего рода "военными учениями" подобные охоты и считались, например, при Чингисхане...)
Отсюда, от навыков таких масштабных охот - и навыки ведения маневренного боя, так сильно и неприятно удивившего Европу в период того же монгольского вторжения. Отсюда - высочайшая дисциплина, так дорого стоившая русским на Калке. Кочевник - отнюдь не беспечный хиппи, типа "сам пью - сам гуляю". Ни фига подобного. Средневековый кочевник был по рукам и ногам связан жесткими правилами своего рода, традициями вассалитета (в Степи тоже имелись свои вассалы и сюзерены), жесткими общественными нормами - и законами тоже.
В первую очередь законами рода.
Да, в исторической перспективе племена кочевников не выдержали противоборства с регулярными армиями. Перевес в сторону "регуляров" наметился почти сразу же, как они возникли и более-менее набрались боевого опыта. Недостаток кочевника, как воина, если брать в целом - в том, что он малоустойчив. Его тактика - постоянное движение, налет за налетом. Если она оказывается малорезультативна - кочевник, который шел в бой в основном ради грабежа, быстро теряет интерес к войне. Если противник слишком силен - проще обрушиться на того, кто слабее, занять его земли и откочевать на них, чем искать на свою голову шебутную пулю.
Однако очень значительный период времени, по историческим меркам, кочевники представляли для оседлых народов немалую опасность - при практически полном отсутствии опасности от них для себя...