Изучая динамические процессы в малой группе, важно уделить внимание теме интегрального лидерства. Как интегральная группа организуется? Кто берет на себя функции ее сплочения и интеграции? Прежде всего, важно сделать терминологические уточнения понятия «лидер». Мы говорим не о руководителе, роль которого в социальной среде более жесткая, подчас навязанная свыше. Здесь мы определяем следующие характеристики лидера:
1) лидерство возникает стихийно в условиях микросреды;
2) выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, чем какой-либо организации;
3) лидер в основном призван следить за выполнением правил интегральных отношений в группе;
4) руководство подчиненными, в отличие от лидерства, предполагает гораздо более определенную систему различных санкций, которых в руках лидера нет;
5) процесс принятия решения руководителем опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
6) сфера деятельности лидера – в основном, малая группа, где он и является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер же является авторитетом для группы. Но не диктует свою волю группе, а призван ее стимулировать, нацеливать на решение определенных задач и заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Лидеры пользуются влиянием, выходящим за пределы формальной власти.
Лидерство – это добровольное следование людей за человеком или группой, устремленной в будущее и проводящей изменения существующего порядка.
Суть интегрального лидера в наставничестве. Он объясняет группе разрушительную роль эгоизма как источника всех бед, от которого надо сбежать. Он учит их тому, как посредством объединения задействовать кроющуюся в Природе силу отдачи и любви, которая уравновешивает эгоизм.
Для реализации этой концепции руководителю необходимо:
- Осознать интегральную природу лидерства и развивать в себе коллективное начало.
- Формировать команду единомышленников.
- Практиковать интегральные решения.
- Развивать интегральное мышление группы.
- Создавать правила интегрального характера.
- Формировать интегральную организационную структуру окружения.
- Поставить интегральное лидерство как идеологическую ценность.
Один из способов интегральной практики – чередование ролей в команде. Исполнение и руководство постоянно идут рука об руку, одно без другого невозможно. Важно уметь и то, и другое. Чтобы искусно руководить, надо уметь подчиняться. Развитие интегрального лидерства потребует отбора людей, способных на самостоятельные действия и, при этом, желающих взаимодействовать и добиваться результатов совместно с другими. Это люди, сочетающие в себе независимость мышления и позитивный настрой. На это способен только интегральный лидер – тот, кто ценит индивидуальность и коллектив и способен вести за собой не за страх, а за совесть. Он должен уметь быстро перемещаться из роли лидера в роль командного игрока, чувствовать, когда важно взять лидерство на себя, а когда раствориться в команде.
Командовать нельзя. Лидер должен только создать все условия для того, чтобы люди, которые «под ним», понимали общую задачу и сами ее генерировали. Лидер должен воспитывать людей, у которых была бы личностная инициатива, правильно направленная к цели. Они должны сами понимать, осознавать цели и возможности и сами воплощать идеалы в жизнь, но в соответствии со своим ви́дением.
Лидер должен быть воодушевлен целью. Он скорее создает сеть отношений и партнерства, чем абстрактные стратегические планы. Интегральный лидер – это тот, кто воспитывает всех остальных быть еще выше, чем он. Он знает свои недостатки, и все, что может, вкладывает во всех своих подчиненных так, чтобы оказаться пока еще в центре, но огромной, хорошей команды. Настоящий лидер создает команду, а команда создает его.
Интегральный лидер – это человек, который понимает, как объединить людей. Он не ставит своей целью победить кого-то, а объединить всех против эгоистического естества.
Статья полностью: https://22century.club/4055
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
Этот материал — часть курса «Интегральная психология», который разрабатывается в Институте Исследования Интегрального Мира (IWRI). Науч. редактор курса: проф. Э. Элиав. Общий редактор курса: Т. Ашер. Подбор материала: Р. Кабат, Д. Ляпкало. Секретарь курса: В. Шапошникова. Литредактор: А. Александрова.