Начиная разговор на эту тему, сразу хочется разобраться с терминологией.
Все новообразования яичников можно разделить на функциональные — собственно кисты, и истинные опухоли яичников, имеющие в большинстве случаев кистозное строение.
Функциональные кисты формируются из фолликула или желтого тела при гормональных нарушениях и представляют из себя пузырек с жидкостью, стенка которого представлена только тканью яичника. Такие кисты возникают спонтанно и могут регрессировать («сдуваться») самостоятельно или на фоне гормональной терапии, т. е. не являются показанием к операции.
Истинные же опухоли яичников образуются при разрастании клеточных элементов и имеют стенку — капсулу. «Пройти сама» такая киста уже не может, и единственным методом лечения является хирургическое удаление.
Надо сказать, что вопрос квалификации опухолей яичника является, пожалуй, одним из самых сложных в гинекологии, поэтому остановимся лишь на самых распространенных из них.
• Цистаденома яичника — выстлана эпителием и заполнена серозным (серозная цистаденома) или муцинозцным содержимым (муцинозная цистаденома). Внутренняя поверхность капсулы такой опухоли может быть гладкой или содержать разрастания (папиллярная серозная цистаденома)
• Эндометриома яичника — стенка опухоли выстлана эпителием, подобным слизистой тела матки, киста заполнена «шоколадным» содержимым — измененной кровью. Может сочетаться с другими формами эндометриоза: аденомиозом (эндометриозом матки) и эндометриоидными очагами на брюшине.
• Тератома яичника — возникает из-за нарушения эмбриональной закладки яичника и может быть представлена практически любой тканью организма. Чаще всего содержит жир, реже волосы, ногти, зубы и т. д. Очень редко описывают обнаруженные в тератомах глаза. По понятным причинам раньше тератомы были овеяны мистическим шлейфом («неродившийся близнец»)
• Различные формы рака яичников. Этот вопрос требует отдельного разбирательства, в рамках данной статьи остановимся на одном моменте. Так любимые клиническими лабораториями онкомаркеры совершенно не подходят для диагностики рака любой локализации. Никогда и никакие. Повышение онкомаркеров может быть обусловлено множеством причин (заболевания печени, воспалительные заболевания, предшествующие оперативные вмешательства и гормональная терапия и многое другое), и в тоже время их значение может оставаться в норме при онкологическом заболевании.
На сегодняшний день онкомаркеры используются только для мониторинга течения заболевания и оценки качества лечения. Даже при отсутствии жалоб и желания забеременеть необходимо регулярно проходить диспансеризацию (и это касается не только гинекологической сферы!)
На практике специфических симптомов новообразований яичников нет, и зачастую они оказываются случайной находкой при ультразвуковом исследовании.
Когда молодые женщины сталкиваются с необходимостью оперативного вмешательства, возникает вопрос о возможности наступления беременности. Дело в том, что несмотря на совершенствование хирургической техники и оборудования оперативное вмешательство на яичниках всегда сопряжено с травмой рядом лежащей здоровой ткани яичника и уменьшением запаса яйцеклеток. Поэтому перед тем как принять окончательное решение о целесообразности и сроках оперативного лечения имеет смысл проконсультироваться с репродуктологом.
В определении тактики лечения пациентки с образованием яичника имеет значение характер выявленного образования, его размер, локализация в яичнике, отсутствие признаков злокачественности, исходный запас яйцеклеток (число антральных фолликулов по УЗИ, уровень АМГ, ФСГ), возраст пациентки.
В тех случаях, когда возможность получения собственных яйцеклеток после оперативного вмешательства сомнительная, на первом этапе проводится стимуляция овуляции и пункция фолликулов в программе ЭКО, криоконсервация неоплодотворенных ооцитов или эмбрионов. При необходимости можно провести несколько циклов, чтобы получить достаточное количество материала. Затем проводится операция, в подавляющем большинстве случаев лапароскопическим доступом. Это позволяет минимизировать травму яичников, кровопотерю, избежать больших разрезов на передней брюшной стенке и сократить период реабилитации после операции. Удаленные опухоли извлекаются из брюшной полости в специальных контейнерах, чтобы избежать разлива их содержимого в брюшной полости. Через 2-3 месяца после операции или позднее в любое удобное для пациентки время после подготовки полости матки производится перенос размороженных эмбрионов.
При выявлении злокачественного характера опухоли возможность гормональной стимуляции или накопления яйцеклеток в естественном цикле определяют онкологи. Кроме того, если после операции планируется проведение химио- или лучевой терапии, с целью сохранения яйцеклеток возможна криоконсервация яичниковой ткани. По завершении лечения ткань яичника пересаживается обратно. В августе 2015 года в России завершилась оперативными родами первая в мире беременность после аутотрансплантации яичниковой ткани у пациентки с онкологическим заболеванием (рак щитовидной железы).
Автор: врач гинеколог-репродуктолог Волкова М.В.