Найти тему

Святослав. Война с Византией. Оборона Преславы.

По летописцу, Святослав вернувшись из Фракии: "Взя же и дары многы, и възратися в Переяславець с похвалою великою", но это касалось лишь экономической стороны похода, но не военной, и тем более, геополитической. Святослав хорошо понимал, что перемирие с Византией только временная отсрочка грядущих боевых действий.

Войска Святослава в сражении при Аркадиополе понесли серьезные потери, особенно печенеги. Несмотря на то, что они получили двойную дань от греков, печенеги решили вернуться обратно домой в степи. Печенегам пришлось не по нраву еще и то, что Святослав запретил насилия и самоуправства на болгарской земле. К тому же, конница печенегов не привыкла воевать в горных условиях. Уход печенегов лишил Святослава конных войск, при нем осталась лишь его конная дружина.

Помимо печенегов, Святослава покинул сильный хорошо обученный венгерский отряд, также получивший двойную дань от греков. Венгрия в то время обладала сильным княжением династии Арпадов. Венгерский князь Такшонь развернул набеги на Балканы, в 959 году его войска осаждали Константинополь. В 965 году болгарский царь Петр заключил союз с венграми, обязавшись пропускать их через территорию Болгарии в византийские владения. Такшонь поддержал Святослава в фракийском походе.

Понесли серьезные потери в битве при Аркадиополе и русские войска. Летописец пишет, что Святослав: "Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою и меня», - так как многие были убиты в боях. И сказал: «Пойду на Русь, приведу еще дружины» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 70].

Большое значение имел для Святослава "болгарский вопрос". Болгары, обладая своим государством и вооруженными силами, неоднозначно понимали суть прихода Святослава на свои земли. Болгарская знать и зажиточные слои населения были настроены к Святославу недружелюбно. Про греческая знать во главе с болгарским царем, считали Святослава агрессором и узурпатором, болгарские купцы, торгующие с Византией, не без основания, считали русских своими конкурентами, а болгарская православная верхушка кляла Святослава "поганым" князем-язычником. Но, части национально настроенной болгарской знати ("комитопулы") не нравилось и нарастающее византийское владычество. Совсем иначе относились к Святославу простые народные низы, видящие нем русскую силу способную сдержать византийский гегемонизм на Балканах.

Следует учесть и то, что Святослав отнюдь не претендовал на руководство в Болгарии и не желал ее территориального захвата. Святослав решил расселить свое дружинное войско на плодородных землях северней Дуная [1], как землях своей Придунайской Руси. Граница с Болгарией шла по Дунаю, где находилась основная русская военная база в Доростоле и летописная столица Святослава град Переяславец. Святослав не предпринял никаких действий против западной Болгарии, где укрепилось антивизантийское правительство «комитопулов».

Византийский историк Лев Диакон, свидетельства которого считаются одним из основных источников, очерняет обстоятельства нахождения Святослава на болгарских землях. Греки ненавидели как славян, так и русских, и эта ненависть имела вековую историю еще с времен похода на Царьград Аскольда и Дира. Византия была явно унижена договорами с языческой Русью от 911 и 944 года, уязвившими исконное имперское высокомерие благородных ромеев.

Со страниц истории Льва Диакона в адрес русских, или тавроскифов, льются потоки ненависти и клеветы: «все скифское племя необычайно корыстолюбиво, в высшей степени алчно, падко на подкупы…. Говорят, что, с бою взяв Филиппополь, Сфентослав со свойственной ему бесчеловечной свирепостью посадил на кол двадцать тысяч оставшихся в городе жителей … скифы рыча наподобие зверей, испуская странные, непонятные возгласы, бросились на ромеев... в бою росами руководило их врожденное зверство и бешенство…. начав подбирать своих мертвецов, они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра [2]» [Лев Диакон «История», М., 1988, с. 44, 56, 70, 74, 78].

Вслед за Львов Диаконом тему о звероподобных русских продолжил еще один византийский историк Скилица: «Собравшись внутри стен, разбитые варвары [Святослава]провели наступившую ночь без сна и оплакивали павших в сражении дикими и повергающими в ужас воплями, так что слышавшим их казалось, что это звериный рев или вой, но не плач и рыдания людей» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон) – М., 2009, т. II, c. 228].

Что касается лживых измышлениях Льва Диакона о мнимых зверствах "свирепого" Святослава в Филиппополе, то тогда это был болгарский город Пылдин [3], реально его население не превышало 5 тыс. Город был приграничным, горные массивы Родопы и Стара Планина были расположены так, что являлись естественной границей с Фракией.

Филиппополь в южной Болгарии был одним из самых провизантийски настроенных городов. Здесь проживало много греков и, наверняка, репрессии Святослава обрушились прежде всего на них, вслед за ожесточенным штурмом русскими войсками про гречески настроенной Преславы. Святослав не мог начать поход на Фракию, оставляя у себя в тылу "осиное" византийское гнездо в Филиппполе.

Судя по всему, выступив в поход, Святослав поручил "зачистить" Филиппополь авангарду конницы печенегов. На это указывает казнь жителей города посажением их на кол. Славянам язычникам и варягам, этот тип казни людей был не известен. На Руси начали сажать на кол лишь в эпоху зверств Ивана Грозного [Евреинов Н. История телесных наказаний в России. – Белгород,1994, c. 43].

А благородные ромеи людей на кол сажали, в том числе, и своих греков. Византийский историк начала VII века Феофилакт Симокатт сообщает, что во время войны со славянами «ромеи, возгордившись достигнутыми успехами, впали в роскошь, а затем погрязли в пьянстве, и из-за него погубили плоды своих побед, начав пренебрегать дозором … Тогда-то побежденные, собравшись вместе, отплатили ромеям за набег… На рассвете стратиг Приск посадил на кол начальников караула, да и некоторых воинов подверг жестокому бичеванию» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, c. 25].

Озлобленный перемирием, Цимисхий стал тщательно готовиться к новой войне со Святославом. В конце 1970 года, зимой Цимисхий призвал из Малой Азии отборное греческое войско, состоящее из тяжелого конного легиона «бессмертных» [4], сплошь закрытых панцирями [5],15 тыс. отборных гоплитов и 13 тыс. всадников.

Византийская конница (миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы)
Византийская конница (миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы)

Характеризую суть возникшей ситуации, А.В. Висковатов пишет: «Мужественный, но излишне доверчивый, Святослав положился на [мирные] слова Греков; вышел из Фракии, не заняв теснин Балканских. Греки не замедлили обнаружить свое вероломство» [Висковатов А.В. Краткий исторический обзор морских походов русских. - Спб, 1864, c. 12].

По Льву Диакону, перед началом похода на Святослава, Цимисхий пред-писал «посылать по бивуакам и [занятым] врагами областям переодетых в скифское платье, владеющих обоими языками (болгарским и греческим – Авт.) людей, чтобы они узнавали о намерениях неприятеля и сообщали о них затем императору» [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 58]. Греческие соглядатаи сообщили Цимисхию, что русских на перевалах Балкан нет, а их ближайший гарнизон находится в Преславе. Кроме того, про греческая болгарская знать готова поддержать Цимисхия и перейти на его сторону.

Поход в Болгарию возглавил лично Цимисхий. Его войска подготовились к трудному походу через Балканы. Весной 971 года Цимисхий, нарушив перемирие со Святославом, неожиданно, в дни перед праздником Святой Пасхи, перейдя через горные перевалы Балкан, стремительно ринулся к болгарской столице Преслав.

Русские войска, по Льву Диакону численностью около 8,5 тыс., не имели конницы и были вынуждены занять оборону в Преславе. Святослава в Преславе не было. Русским гарнизоном командовал Сфенкел - третий по достоинству после Святослава.

Греки штурмуют Преслав. Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы.
Греки штурмуют Преслав. Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы.

Греки окружили город и при помощи осадных орудий и камнеметов начали штурм города. Лев Диакон пишет, что на стороне росов сражалось много болгар и жителей города [c. 72]. Штурм длился двое суток, после чего Сфенкел решил идти на прорыв из окружения. Скилица сообщает, что ромеи догоняя бегущих скифов, убивали их, «а женщин и детей брали в плен» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (ред. Т.Н. Джаксон – М., 2009, т. II, c. 225].

На самом деле русские с боем прорвались из Преславы и двинулись к Доростолу. Цимисхий бросил на них тяжелую конницу клибанофоров-броненосцов. Сфенкел использовал проверенную тактику "стены щитов" для противостояния коннице . Стену из щитов составляли воины, стоявшие так тесно, что их щиты перекрывали друг друга. Воины первой линии свои копья упирали в землю, направляя их острия на всадников, воины второй линии обороны, острия копий направляли на лошадей врага. Это было подвижное укрепление, проломить которое конница не могла. Такая тактика боя была типична для норманнов, так, в безымянной исландской поэме о Харальде Сигурдарсоне упоминается что перед боем люди конунга «встали щитом к щиту» [Там же, 2010, т. V, c. 66]. Русский отряд Сфенкела с боями прорвался к Святославу в Доростол.

Греки взяв штурмом Преславу, учинили там дикий погром: «все разом ворвались в город и рассыпались по узким улицам, убивали врагов [болгар] и грабили их добро. Так они достигли царского дворца» [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 72]. Болгарский царь Борис был пленен ромеями и отправлен заложником в Константинополь, его царская казна была разграблена, а Преслава в честь Цимисхия переименована в Иоаннополь.

[1] Это земли будущей Румынии - Авт.
[2] Эпизод с кровавым жертвоприношением грудных младенцев и петухов – один из самых лживых, выдуманных Львом Диаконом. Он ведь не упоминает о том, что на Бычьей площади Константинополя возвышался пустотелый медный бык, возведенный по приказу светоча христианства Феодосия Великого, законодательно запретившего языческие культы. По надобности под быком разводили огонь, и, открыв дверцу в медном боку, засовывали внутрь быка живых людей – язычников и еретиков - зажаривая их заживо. Столичная православная толпа обожала такие зрелища. В VII веке вождь греческих скамаров-язычников был казнен на Бычьей площади. Византийские врачи-садисты в пристройке церкви св. Фомы отрезали ему ноги и руки. Затем придворные медики заживо вскрыли тело несчастного, чтобы наблюдать действие органoв человеческого тела. Только потом, еще живой обрубок человека кинули в раскаленные недра медноrо быка [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, c. 285]. [3] - Пылдин с XI века стал называться Пловдивом. [4] Отряды «бессмертных» набирались из родственников погибших воинов. [5] Панцири греков были столь мощными, что они не использовали щитов. Этих воинов называли клибанофорами-броненосцами.

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.