Найти тему

Три заковыристых правила русского языка

Наверное, каждый педагог или языковед может выделить свой топ ошибок. Русский язык великий и могучий, и детям бывает трудно понять его законы. Мы собрали три заковыристых правила русского языка и разобрались, как ребёнку их легче запомнить.

Речь о словосочетаниях типа «крашеный забор» и «крашенный краской забор». Чтобы запомнить правило, ребёнку надо сосредоточиться на каждом его пункте.

1. Слово «крашеный» образовано от глагола «красить». У этого глагола нет суффикса -ирова-. А слова, образованные от глаголов несовершенного вида без суффикса -ирова-, считаются отглагольными прилагательными. Если у них нет зависимых слов, они пишутся с одной «н» (крашеный забор, жареная картошка).

2. Если у отглагольного прилагательного появляется зависимое слово (то, от которого можно задать вопрос), оно становится причастием. Тогда пишем -нн- (крашенный краской забор, жаренная с луком картошка).

3. С -нн- пишутся также:

  • причастия, образованные от глаголов совершенного вида (напечатать – напечатанный);
  • причастия, образованные от глаголов с суффиксом -ирова- (натренировать – натренированный).

4. Если зависимое слово не относится к нужному слову, то количество -н- не меняется (жареная картошка (где?) на обеденном столе).

-2

Также – сочинительный союз, так же – частица с наречием так. В предложении союз также можно заменить другим сочинительными союзами и, тоже. Например:

Мы также идём в библиотеку – Мы тоже идём в библиотеку – Имы идём в библиотеку.

В случае с так же частицу же можно убрать из предложения без потери смысла. Еще часто в предложениях с так же есть союз как, который подразумевает сравнение:

Я подготовился так же хорошо, как в прошлый раз – Я подготовился так хорошо, как в прошлый раз.

-3

Чаще всего двоеточие используется в бессоюзных сложных предложениях. Подчиняемая часть объясняет главную, дополняет её или описывает следствие. Как это проверить?

Вместо двоеточия можно подставить одно или несколько слов: союзы потому что, а именно, то есть и словосочетания и увидел, что и услышал, что. Пример:

Варя примчалась домой: на улице полил дождь – Варя примчалась домой, потому что на улице полил дождь.

Еще двоеточие всегда ставится после обобщающего слова при однородных членах, даже если можно подставить слова наподобие а именно. Например:

В команде играют восемь игроков: вратарь, защитник… В команде играют восемь игроков, а именно: вратарь, защитник…

Чтобы помочь ребёнку запомнить правописание тире, пройдитесь с ним по этим примерам:

  1. Вместо тире можно подставить союзы а, но, так что, вследствие чего, поэтому, будто, словно.
  2. В начало предложения можно поставить союзы если, когда.
  3. Можно употребить слова такой, таков, это, так, и внезапно, и неожиданно.

Чтобы запомнить это правило, понадобится очень много примеров. Лучше всего подбирать и искать их вместе с ребёнком.

***

В русском языке есть заковыристые и сложные правила. Даже специалисты иногда в них путаются. Но с помощью этих простых советов вы можете помочь ребёнку их закрепить.