Конечно, когда ребенок начинает ходить (или посещает без собой радости) в детский сад мамы волнуются. Они переживают:
- поел ли он;
- а может в помещении жарко или, наоборот, холодно;
- а есть ли в шкафчике запасная одежда;
- удалось ли ему уснуть;
- а вдруг малыш упал и ударился или его кто-то ударил.
И когда радостный ребенок выходит вечером к маме она буквально заваливает его вопросами. И один из них: «Тебя никто не обижал?». Сначала малыш может машинально ответить «нет», даже если его правда толкнули или отняли у него игрушку. Он просто уже забыл про это, ведь за день столько всего произошло. Да и сейчас он так рад, что пришла мама. Он скучал и уже думает, что же будет дальше, предвкушает поход домой, представляет, чем он будет заниматься.
А слишком настойчивый интерес к тому, не обижал ли кто-то ребенка, может привести к тому, что он начнет думать:
- почему меня должны обижать;
- зачем мама так часто это спрашивает, со мной что-то не так;
- мне стоит бояться детей или держаться от них подальше, вдруг они захотят меня обидеть.
Да и мама наверняка задает вопрос тревожным голосом. Она заглядывает в глаза, держит за руку или за плечи, словно случилось что-то плохое или страшное. И естественно, что ребенок будет переживать.
А у него и так много поводов расстраиваться. Особенно, если он только недавно начал проводить время без родителей. В садике столько всего нового, необычного, пока непонятного и непривычного. Так зачем же придумывать еще один повод для тревог и волнений, зачем накручивать ребенка.
О том, что можно спросить у малыша, чтобы узнать, как прошел его день (избегая фразы «как дела»), можно прочитать здесь.
Вопрос «Тебя никто не обижал?» делает ребенка настороженным. Он не может расслабиться, ощущая враждебность этого нового для него мира.
Если мама очень часто интересуется только этим, кроха начнет концентрироваться именно на неприятных моментах. Он будет ждать подвоха, пинка или удара. Он перестанет замечать то, что его радует, то, что заставляет улыбаться. Главное зафиксировать все обиды и неприятные происшествия. Ведь маму интересуют именно они.
Почему бы не поинтересоваться, что хорошего произошло за день. Во что ребенок играл, с кем, что случилось веселого, что заставило его рассмеяться.
Пусть малыш замечает приятные события, именно им уделяет больше внимания.
А если с сыном или дочерью разговаривать постоянно, спрашивать мнение, просить озвучивать желания, рассказывать, что ребенку нравится, а что не совсем устраивает, он сам захочет поделиться переживаниями (радостными или грустными) прошедшего дня.
А иногда его можно немного подтолкнуть, рассказав о том, что мама делала, пока они разлучались с крохой, что чувствовала, что ей понравилось, а что не очень.