Найти тему
Капитан A320

Первый рейс второго пилота

Как всегда, рассказ более художественный, чем документальный...

- Уважаемые пассажиры! Говорит командир корабля! Дамы и господа, я рад приветствовать вас на борту нашего самолета Airbus A320 "Самой Лучшей Авиакомпании"! Сегодня мы выполняем рейс Москва - Ларнака, время в пути составит приблизительно 3 часа 40 минут... (Ну и далее по тексту...)

Вот вроде все рассказал капитан, ан нет! Главной тайны он своим пассажирам не выдал. Для второго пилота этот рейс - первый! Да, он успешно изучил теорию, отлетал положенное количество часов на тренажере и даже отлетал аэродромные тренировки (учебные полеты на таком же самолете, но без пассажиров) на "отлично"! А сегодня у него первый производственный рейс. То есть все взаправду - и полет не из Шереметьево в Шереметьево, а на далекий Кипр. И пассажиры на борту. И топливо и погода и все-все-все! Заглянем теперь в кабину.

Второй пилот в своем первом рейсе (фото из открытых источников)
Второй пилот в своем первом рейсе (фото из открытых источников)

Слева сидит КВС-инструктор - уже в возрасте, голова седая. Сосредоточенно проверяет флайтплан. А справа - наш герой. Смотрит куда-то на overhead panel (потолочная панель). Ой, нет. Смотрит он не туда, просто он нос задрал сверх всякой меры. Орел, что уж! А вот сзади, на откидном стульчике, пристроился еще один пилот. Это safety pilot (самый точный перевод - запасной пилот). Его задача проста - если из задранного от самомнения носа второго вдруг потекут сопельки, или второй пилот уписается, или просто его заклинит - выгнать "орла" со своего места и заменить его. То есть завершить рейс нормальным экипажем из двух человек, пока "орел" будет у(от)мываться в туалете. А если все пройдет гладко - ну и хорошо. Главное что план "б" все-таки был. А пока "орел" смотрит на командира (и заодно инструктора) с некоторым снисхождением - "ну сейчас я тебе покажу КАК надо летать!". А на safety pilot-а с сожалением: "не повезло тебе, парень! Туда-обратно напрасно скатаешься, на неудобном месте. Лучше бы шел ты в бизнес-класс, не нужен ты мне в кабине!"

Итак, второй пилот нынче пилотирующий. Впрочем, взлет, набор и полет на эшелоне - что в этом такого? Любой справится. А вот посадка! Недаром, ой как недаром, нашему орлу досталась именно Ларнака. Да и с погодкой повезло - ветер сегодня северный, посадка на полосу 04, заход визуальный. То что нужно для первого рейса.

Ларнака - новый терминал (фото из открытых источников)
Ларнака - новый терминал (фото из открытых источников)

Вот уже довернули на посадочный курс 043 градуса, высота 2000 футов (600 метров). Что там нос второго? Ага, таки занял нормальное положение. И глаза уже не такие наглые. Неудивительно, впрочем. Автопилот уже того - отключен. А ветер дурацкий. Он хоть и несильный, но порывистый, так и норовит спихнуть самолет правее курса - прямо в море.

- Gear down! (Выпустить шасси!) Ну вы посмотрите на него - даже голос не дрожит.

- Gear down. (Шасси выпущены).

- Flaps 3! (Закрылки в третью позицию!)

- Speed checked, flaps 3. (Проконтролировал скорость, закрылки 3).

- Flaps full! (Закрылки полностью!)

- Speed checked, flaps full. (Проконтролировал скорость, закрылки выпущены полностью).

Все, глиссада. Режим чуть прибрать и... дальше дело техники. Угол сноса подобран, режим тоже, требуются только некоторые коррекции. А о чем в этот момент думает наш "орел"?

"Эээ, 167 пассажиров... В кабине двое... В салоне четверо... Итого - 173... Дурацкий анекдот - умер во сне, не то что его пассажиры. Фигвам, не дождетесь! Я! Все! Знаю! И! Умею! Вот если сдвиг ветра? Эээ, тогда Windshear escape maneuver - маневр выхода из сдвига ветра - режим TOGA (взлетный) и ждем пропадания сигнализации. А если просто уход по любой причине? Тогда режим TOGA и не забыть скомандовать про закрылки... А если не сдвиг фактический, а PWS (прогнозируемый сдвиг ветра впереди)? Тогда, ээээ, режим TOGA, это ясно, а вот что с закрылками? Млииин. Млиин, что с закрылками? Сразу убираем или нет? Еперный театр... Это будет windshear escape maneuver или простой go around (уход на второй круг)? Не помню... При срабатывании PWS, что мы делаем? Млииин!"

Информатор: "Five hundrid!" (500 футов - 150 метров)

КВС: "Stabilized!" (Заход стабилизирован)

ВП: "Continue..." (Продолжаем заход)

А мысли бегут:

"Так что делать? Если посадку запретят - понятно, если разболтаю самолет - понятно, если реально сдвиг ветра - тоже понятно! А если прогнозируемый?"

И щенячий взгляд на капитана...

"А что ты на меня так смотришь? Нормально же все! Пока. Тебе еще сажать."

"Ой, млииин. Ну надо же - в первом полете так опозориться! Что мы делаем при срабатывании PWS? Что? Чтоооо?"

Информатор: "Forty! Thirty! Retard! Retard! Retard! Twenty!" (40 футов, 30, ставь малый газ, 20 футов).

Плаавно малый газ! Стик чуть на себя.

"Ten... Five... One..." (10 футов, 5 футов, 1 фут)

Еще чуть на себя и задержать... Касание!

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

"А до какой высоты срабатывает PWS? Она вроде блокируется? Или нет? Млииин! Ну все... Выгонят. Не могу вспомнить... Облажался..."

Так, опускаем носовую стойку и врубаем реверс.

КВС: "Spoilers, revers green, deceleration" (Спойлеры вышли, реверс включился, торможение в норме)

"Ой-ой! Да лучше бы я... Точно выгонят... Ладно, 173 человека на земле... Может простят... Или PWS все-таки блокируется?"

КВС (громко но как бы ни к кому не обращаясь): "А на малый реверс я должен переводить? Ореееел, мля... Но сел хорошо."

"А? А? А что? Малый реверс? Блин, точно! Сели же уже! PWS уже не сработает! Уже все! Сели! Теперь не выгонят!"

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

P. S. Если что, "орел" это я. Но больше 10 лет назад.

P.P.S. Чтобы не было вопросов в комментариях.

При срабатывании PWS - появлении сигнализации WINDSHEAR AHEAD (ВПЕРЕДИ СДВИГ ВЕТРА) - выполняется стандартный GO-AROUND MANEUVER (уход на второй круг). При этом требуется retract one step of flaps - убрать закрылки на одну позицию. При появлении положительной вертикальной скорости убираются шасси.

При реальном попадании в сдвиг ветра - появлении сигнализации WINDSHEAR - выполняется WINDSHEAR ESCAPE MANEUVER (маневр выхода из сдвига ветра). При этом никакие действия по уборке шасси и механизации не выполняются до пропадания сигнализации, то есть до выхода из сдвига ветра - DO NOT CHANGE CONFIGURATION (SLATS/FLAPS, GEAR) UNTIL OUT OF WINDSHEAR...