Вдохновительницей художника Кузьмы Петрова-Водкина стала его супруга — француженка Мария Жозефина (Мария Федоровна), с которой они счастливо прожили 32 года.
Так сложилось, что весной 1906 года выпускник художественного училища Петров-Водкин приехал во Францию. Сбылась его мечта: он давно хотел изучить многовековой опыт западной живописи и найти свой собственный стиль, но жизнь в Париже быстро наскучила художнику. «Париж совершенно не забавляет — ни своей огромностью, ни движением», — писал он.
Петров-Водкин решил переехать поближе к природе. Так он оказался в недорогом пансионе в окрестностях Парижа, где поселился в светлой комнате с видом на розовый сад. Художник сразу обратил внимание на дочь хозяйки пансиона, Мару, которая мечтала стать певицей. Петров-Водкин спросил разрешения написать ее портрет, а спустя некоторое время, прямо во время сеанса, сделал Марии-Жозефине предложение. Осенью 1906 года молодые люди отпраздновали скромную свадьбу и переехали жить в Париж.
«Ты первая заполнила одиночество моей жизни... На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь», — писал художник своей Маре из Африки, куда отправился в путешествие через год после свадьбы.
В 1910 году Петровы-Водкины переехали на родину художника, в город Хвалынск Саратовской области. Там пара хотела обвенчаться, но священник им отказал: Мара была католичкой, а Кузьма — православным. Тогда Петров-Водкин в обмен на проведение обряда пообещал расписать потолок Крестовоздвиженской церкви, и 28 августа пару все-таки обвенчали. Мара получила имя Мария Федоровна. Обещанную роспись «Распятие Христово» Кузьма Сергеевич выполнил, а число 28 с тех пор считал счастливым.
В Петербурге работы Петрова-Водкина почти не покупали, но Мара терпеливо поддерживала мужа, пока он искал свой стиль в живописи. Она тонко чувствовала живопись супруга и была своего рода камертоном его творчества: Петров-Водкин доверял мнению жены и часто к нему прислушивался. Мировая известность пришла к художнику в 1912 году, когда он написал картину «Купание красного коня». Полотно отправили на выставку в Швецию, но началась Первая мировая война и оно потерялось.
Петров-Водкин, несмотря на эту неудачу, продолжал писать — портреты Мары в том числе. Его известность росла с каждым годом, а Мара оставалась в тени своего супруга. «Думаю о тебе и о своей работе — это все, что у меня есть. Я рад, что у меня есть моя Мара, мой маленький товарищ, моя гордая и честная жена, которая с полной доверчивостью входит в мою тяжелую жизнь. Ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях», — писал Петров-Водкин жене.
В 1928 году у Петрова-Водкина открылся туберкулез. Врачи запретили ему писать маслом — это могло еще больше навредить здоровью (он их, конечно же, не послушал — и продолжил творить). Спустя десять лет художник скончался в Санкт-Петербурге.
После смерти художника Мария Федоровна передала в дар Хвалынску фотографии, письма, личные вещи, графические и живописные работы — всего более 90 экспонатов. Мара сумела найти в Швеции пропавшие картины мужа, в том числе «Купание красного коня». Полотна вернули в Москву и поместили в Третьяковскую галерею, где они хранятся до сих пор.
«С чистым сердцем я могу сказать, что сдержала клятву, данную мужу. Я нашла возможность жить для него и после смерти», — писала Мария Федоровна в своих мемуарах «Мой великий русский муж».
Увидеть вживую картины Кузьмы Петрова-Водкина и других великих русских живописцев вы можете в основной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, другом и партнером которой уже не первое десятилетие является банк ВТБ.
Материалы по теме: