Найти в Дзене
Блог культуролога

Наслаждение жизнью в эпоху барокко и натюрморты великого Франса Снейдерса.

Оглавление

Франс Снейдерс был учеником Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена. С 1609 года художник работал в мастерской Питера Пауля Рубенса, на полотнах которого писал цветы, фрукты и животных. Неудивительно, что влияние Рубенса так очевидно в произведениях Снейдерса. Он создавал огромные масштабные работы с рыночными сценами, натюрмортами и сценами охоты, которые заказывали аристократы для своих дворцов.

Один из великих нидерландских старых мастеров, Франс Снейдерс был бесспорным мастером барокко в натюрмортах и сюжетах с животными. В эпоху барокко жизнь воспринимается как краткий миг, которым надо успеть насладится.

Натюрморт с лебедем, ГМИ им. Пушкина
Натюрморт с лебедем, ГМИ им. Пушкина

Это гедонистическое начало прослеживается во многих произведениях барокко. Но сильнее всего тема наслаждения раскрывается в натюрмортах Снейдерса.

Его самые известные работы - это:

  • "Охота на кабана" , 1649 (Galleria degli Uffizi, Флоренция);
  • "Натюрморт с лебедем" , 1613 (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва);
  • "Цветы, фрукты и овощи" (Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
  • "Натюрморт с мертвой дичью, фруктами и овощами на рынке" , 1614 г. (Институт искусств Чикаго).

Снейдерс остается одним из великих голландских живописцев 17 века и одной из самых важных фигур в искусстве фламандского барокко.

Родился в Антверпене, был сыном трактирщика, о подробностях жизни Франса Снайдерса мало что известно. Он учился у Питера Брейгеля Младшего в 1593 году и продолжил обучение у Хендрика ван Балена, у которого в это же время учился Ван Дейк. Они стали хорошими друзьями, и Ван Дейк не раз рисовал Снейдерса и его жену.

В 1602 году Франс становится мастером гильдии художников Антверпена, а в 1608 году он завершает свое обучение , совершив поездку в Рим, чтобы увидеть работы мастеров эпохи Возрождения.

Ван Дейк. Портрет Франса Снейдерса и его жены
Ван Дейк. Портрет Франса Снейдерса и его жены

1611 году он женился на сестре Корнелиуса и Поля де Вос, которые рисовали животных. Первоначально Снайдерс сосредоточился на рисовании натюрмортов, цветов, фруктов и чаш. Он был весьма плодовит и очень быстро добился финансового успеха.

Его композиции богаты и разнообразны, а его способность изображать различные текстуры - кожу, мех, металл, стекло осталась непревзойдённой.

Его самая известная картина этого периода -

"Натюрморт с мертвой дичью, фруктами и овощами на рынке" .

Натюрморт с мёртвой дичью
Натюрморт с мёртвой дичью

Изобилие этого фламандского рыночного прилавка оживлено боевыми петухами, агрессивным котом и карманником. Картина является важным ранним примером динамичного сочетания фигур и элементов натюрморта Франса Снейдерса.

Убедительный реализм "Натюрморта с мертвой дичью, фруктами и овощами на рынке" Франса Снейдерса подкрепляется иносказательным наставлением - это борьба между добродетелью и пороком, вплетённым в обильное множество людей и животных.

Предметы натюрморта представлены в виде товаров на рыночном прилавке под открытым небом, пожилой продавец которого поднимает шляпу, чтобы поприветствовать зрителя. А в это время маленький воришка залезает к нему в карман.

На земле внизу зловещий кот с горящими глазами ждёт, чтобы наброситься на более слабого из двух дерущихся петухов. Другие животные усиливают контраст между добром и злом. Павлин, традиционно являющийся символом тщеславия и гордости, и кабан, символ похоти и обжорства, лежат рядом с оленем, который ассоциируется с чистотой сердца.

Рыночные сцены стали любимым коньком Снейдерса. Его иногда называют изобретателем «коммерческого» натюрморта, в котором зритель становится покупателем, что на этой картине демонстрирует приветственный жест продавца.

Помимо эстетической притягательности, полотно представляет собой историческое свидетельство об открытой продаже дичи в Антверпене гражданам среднего класса, что ранее было строго запрещено для простого сословия. Это стало результатом либерализации законов, которые ранее ограничивали охоту и потребление дичи, оставляя эту привилегию за аристократами.

"Рыбная лавка"

Рыбная лавка, Эрмитаж
Рыбная лавка, Эрмитаж

Работа Франса Снейдерса, которая хранится в Государственном Эрмитаже, «Рыбная лавка» не может не впечатлять своей богатой композицией. Картина сочетает в себе элементы, которые в реальности не могут быть совместимы. Единственное, что у них общего - это среда обитания. А это подводный мир.

В работе Снейдерса изображены различные водные обитатели, выставленные на прилавке. При этом лишь небольшая часть морских обитателей имеет товарный вид. Особенно этому способствует ярко-красный цвет, которым наделил их художник. Это два сочных кусочка красной рыбы.

Затем взгляд упирается в массивные туши серых рыб разных видов. Некоторые из них уже мертвы, но большинство всё еще подает признаки жизни. Это огромная щука, имеющая заманчивый вид. А раки, крабы и лобстеры пытаются покинуть лавку.

Однако в этой роящейся горе есть некоторые непривлекательные элементы. Например, большая чёрная рыба в левой части. Её открытый рот может больше напугать покупателя, чем привлечь. То же самое и с осьминогами, с щупалец которых стекает слизь. Под прилавком представлены непригодные для торговли рыбой представители животного мира.

Миниатюрная косатка, размером с дельфина. В отличие от других обитателей лавки, она как будто улыбается. Не остался без внимания и большой чёрный тюлень, который вовсе не является обычным товаром для портовых магазинов. Он нагло ухмыляется коту, который шипит ему в ответ.

Меньше всего привлекает внимание сам хозяин лавки. И на это имеются свои причины. Всё дело в том, что Снейдерс не любил изображать людей на своих полотнах. Поэтому за него это делали другие художники. Из-за этого продавец кажется незаметным среди ярких образов «Рыбной лавки». Более того, он здесь словно лишний.

"Охота на кабана"

Охота на кабана, галерея Уффици
Охота на кабана, галерея Уффици

Сначала была написана одна картина "Охота на кабана", но позднее художник проработал сцену на двух больших полотнах, одно из которых, подписанное и датированное 1653 годом, находится в британской королевской коллекции в Кенсингтонском дворце. Эта работа подписана и датирована 1653 годом, что делает ее последней датированной работой Снейдерса.

Франсу удалось с блеском продемонстрировать разнообразие и выразительное красноречие своего художественного мастерства: одни собаки перевёрнуты вверх ногами; другие уверенно движутся к дичи; одни собаки изображены анфас, другие в профиль. Один участник погони в нетерпении, другой в ярости; один персонаж ликует, другой страдает от боли и так далее.

Пейзаж на этой картине, как и в других работах Снейдерса, мог быть изображён другим художником-пейзажистом в форме сотрудничества, широко распространённой в то время среди представителей изобразительного искусства.

Сцены охоты активно заказывали художникам эпохи барокко. Кроме того интерес к окружающему миру не уменьшался, и художник стремился запечатлеть всё его многообразие.

Ещё больше об искусстве и кино на сайте Кратир.ру