В прошлых статьях мы познакомились с некоторыми интересными моментами княжения на Руси Ярослава, прозванного Мудрым.
Надо сказать, что на Руси межплеменная междоусобица была всегда. Родовые сообщества и племена вели борьбу за власть и территорию.
Потом, наследники Рюрика делили власть. По так называемому лествичному праву наследование киевского престола происходило от брата к брату по старшинству, а не к сыновьям великого князя. А начало междоусобице положила система, при которой сыновья великих князей киевских получали в управление уделы земли русской. Не всем это нравилось, кто-то обязательно оставался изгоем - лишался на очередь наследования великого престола. Святослав, внук Рюрика, как любящий отец, распределил земли между своими сыновьями и после его смерти те начали борьбу за киевский престол, которая длилась относительно недолго: один брат убил другого, потом третий убил – первого и долгие годы власть на Руси держалась в руках одного уцелевшего - Владимира Крестителя, вплоть до его смерти. Соответственно и государство крепло и процветало, не тревожимое междоусобицами, и тратя свои силы только на отражение внешнего врага и завоевание новых территорий.
По настоящему в долгую и губительную междоусобицу ввёл Русь сын Владимира – Ярослав Мудрый, разделив по завещанию земли русские между пятью (!) своими сыновьями, которая и началась после его смерти в 1054 году.
Из исторического труда Н. М. Карамзина «История государства Российского» мы узнаём какие земли достались сыновьям Ярослава Мудрого:
«Дети Ярославовы, исполняя его завещание, разделили по себе Государство. Область Изяславова, сверх Новагорода, простиралась от Киева на Юг и Запад до гор Карпатских, Польши и Литвы. Князь Черниговский взял еще отдаленный Тмуторокань, Рязань, Муром и страну Вятичей; Всеволод, кроме Переяславля, Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье, или берега Волги. Смоленская область заключала в себе нынешнюю Губернию сего имени с некоторою частию Витебской, Псковской, Калужской и Московской. Пятый сын Ярославов, Игорь, получил от старшего брата, в частный Удел, город Владимир. Князь Полоцкий, внук славной Рогнеды, Брячислав, умер еще в 1044 году: сын его, Всеслав, наследовал Удел отца – и Россия имела тогда шесть юных Государей.»
10 лет после смерти Ярослава Россия жила в относительном спокойствии, так как братья жили дружно, вместе отражали внешнего неприятеля и на земли друг друга не претендовали, решая возникающие проблемы общим сходом и решением. Историки назвали это управление "Триумвиратом Ярославичей", где все важные решения в государстве решались советом трёх братьев - сыновей Ярослава. Вот их имена по старшинству: Изяслав Ярославич, Святослав Ярославич, Всеволод Ярославич.
Киев, по завещанию отца достался Изяславу. То есть великим князем киевским формально считался он.
Но как говорится «в семье не без урода» и поди, разберись потом – кто первый начал. А первым начал внук Ярослава - Ростислав, сын Владимира Ярославича. Владимир ушёл в мир иной еще до кончины своего отца и поэтому в распределении наследственной власти не участвовал, а Ростислав, став изгоем, вёл праздную жизнь в Новгороде и был, как бы сейчас сказали – обыкновенным мажором. Такой расклад его не устраивал, в нём кипела кровь смелого героя и, будучи недовольным распределением наследства деда, подговорив группу таких же молодых авантюристов, поехал с ними в Тмутаракань (побережье Азовского моря) и выгнал оттуда Глеба –сына своего авторитетного дяди – Святослава Ярославовича, члена триумвирата, то есть – своего двоюродного брата.
Юный Глеб, видать большим мужеством не обладал и покорно уступил, не забыв сообщить об этом папеньке. Святослав такой наглости племянника не спустил и направился в Тмутаракань с войском, восстанавливать справедливость. Ростислав, видя что дело принимает для него не очень хороший оборот и прикинув свои силы и перспективы – уступил грозному дядьке и просто убежал из Тмутаракани. Пойди – поймай. Когда Святослав с войском вернулся обратно в Чернигов – Ростислав объявился опять и снова завладел тмутараканским княжеством. Такая вот стратегия ))) Властное счастье его длилось не долго – юного и перспективного князя отравили херсонские греки, посчитав его опасным соседом.
Святослав не мог повторно разбираться с Ростиславом, так как объявился новый родственник с претензиями на киевский престол – правнук Владимира Крестителя – Всеслав. Всеслав по родословной рюриковичей шел от одной из жён Владимира – Рогнеды, его прабабки и считал себя вправе претендовать на власть в Киеве. Потомки от Рогнеды выделились в отдельную княжескую ветвь, управлявшей Полоцким княжеством. Объединённые силы триумвирата братьев вынуждены были воевать с Всеславом, успевшим захватить и разграбить Новгород. В этом противостоянии они победили, а Всеслава хитростью взяли в плен и заключили в темницу.
Через несколько месяцев после описываемых событий (1067-68 гг), братья потерпели поражение в битве с половцами (не путать с Полоцком) и с остатками войска были вынуждены бежать. Изяслав и Всеволод в Киев, Святослав - в Чернигов.
Дружина Изяслава пристыдилась унизительного поражения, они всё-таки воины, а не абы кто и потребовала собрать в Киеве вече по поводу организации боя-реванша. Изяслав, недовольный таким своеволием войска, типа - вече без его ведома собирать, с ним не посоветовавшись - не те времена уже - отказал дружине. Тогда те, устроили мятеж и с помощью простого люда – освободили из ИВС Всеслава, ну а тот конечно сделал так, что братья были вынуждены бежать из Киева.
Народ разграбил княжеский двор, по принципу «грабь награбленное», которым потом с успехом пользовались большевики и объявил Всеслава главным в Киеве.
Изяслав был вынужден бежать в Польшу, где королём был Болеслав II – дальний родственник Изяслава. Он был сыном короля Казимира I и Добронеги – дочери Владимира Крестителя.
Болеслав II по родственному помог Изяславу – дал большое войско, с которым Изяслав пошёл на Киев восстанавливать статус кво. Всеслав, потянув немного время, выступил с киевским войском навстречу полякам, но увидев силу польского войска – дал заднюю и по тихому слинял в свой Полоцк, предоставив киевлянам решать вопрос с поляками самим. Киевляне же, развернули оглобли и вернулись обратно в столицу, где собрали вече по извечному вопросу “кто виноват и что делать?”. Свою неправоту они готовы были признать - все таки выгнали законного правителя, но и поляков пускать в город не хотелось. Решили послать ходоков к двум остальным братьям триумвирата и бить челом с просьбой о помощи. Киевляне призывали братьев прийти в Киев и спасти город, иначе им придётся всё спалить, перед угрозой польской оккупации и всем миром уйти к грекам.
Святослав и Всеволод, согласились помочь киевлянам при условии, что они примут Изяслава как законного правителя. В то же время они послали Изяславу весть, что киевляне раскаиваются и что готовы вновь принять его как своего великого князя, но без поляков. А ежели он войдёт в Киев с ляхами, то станет врагом не только киевлянам, но и братьям своим и всей земле русской.
Изяслав пообещал быть добрым и не мстить киевлянам за содеянное и отправил в Киев своего сына Мстислава. Молодой Мстислав не стал вникать в тонкости народной дипломатии и обещания бати, и прибыв в столицу с отрядом, сходу казнил без суда и следствия 70 человек, которые участвовали с освобождении Всеслава. Киевляне, после такой расправы возражать не посмели и Изяслав с Болеславом и небольшим отрядом поляков вошли в Киев. Было это в мае 1069 года. Семь месяцев Изяслав был отлучён от власти и снова сел на киевский трон.
Поляки же, вынуждены были через некоторое время удалиться из земли русской, так как, не смотря на то, что Изяслав взялся содержать их войско, обеспечивая всем необходимым – народ стал их по тихому убивать, создав невыносимые условия бытия на чужой земле.
Изяслав, наведя порядок в столице, пошёл на Полоцк - мстить Всеславу, но его там не было. Всеслав в это время осаждал Новгород, пытаясь выгнать правившего там Глеба, которого незадолго до этого выгнал из Тмутаракани Ростислав, о чём было написано выше. Бедный Глеб! Везде его пытались выгнать и занять его место! Новгородцы отстояли свой город, разбили дружину Всеслава, а самого его не стали преследовать и дали уйти. Немного погодя, поднабрав силенок, Всеславу удалось вернуть себе Полоцк.
Немного пожив в мире (года три), очередную смуту внёс один из братьев триумвирата – Святослав. Огорчившись на брата своего – Изяслава, что у того слишком много власти, Святослав смог убедить второго брата – Всеволода, что Изяслав строит против них козни и сговаривается против них с Всеславом. И вот два брата идут на "коварного" третьего войной. Случилось это в 1073 году. Изяславу делать нечего, кроме как собирать пожитки и опять бежать к Болеславу в Польшу, прихватив при этом много ценностей из киевской казны с надеждой задобрить Болеслава и получить снова помощь.
Болеслав, особо мудрить не стал, забрал часть ценного, привезённого Изяславом – себе, а самого его послал куда подальше, помятуя о неприятностях, доставленных ему в первом походе.
Изяслав, не солоно хлебавши, подался за сочувствием к немцам, к их королю Генриху IV. Преподнеся Генриху драгоценные подарки, так как Болеславу было отдано не всё, князь попросил у него помощи в восстановлении своей власти в Киеве, пообещав, в случае успеха мероприятия, стать его данником. Молодого и смелого Генриха конечно же такая перспектива прельстила и он тут же посылает в Киев своего посла с требованием вернуть Изяслава к законной власти, иначе сильные и мужественные немецкие войска придут и восстановят справедливость оружием!
В Киеве уже правил Святослав, отблагодарив Всеволода новыми землями. Святослав попытался убедить немецкого посла в том, что Изяслав не прав, показав попутно всё богатство казны своей и отправив его обратно с богатыми дарами немецкому королю. Послы, вернувшись домой и привезя королю много драгоценных подарков, убедили его в том, что мероприятие может быть слишком опасным и успех не гарантирован – можно и самим пострадать от сильных русичей. Король, польщённый богатыми дарами и убеждённый послами в опасности кампании – отказал Изяславу в помощи.
Изяслав не успокоился и обратился за помощью к Папе Римскому Григорию VII, послав к нему сына своего с жалобой на Болеслава, что тот отобрал у него казну, и просьбой о защите и помощи в восстановлении своей власти в Киеве. Взамен Изяслав обещал положить к ногам Папы церковь русскую и власть мирскую. Папа Римский конечно же не стал упускать возможности подмять под лоно латинской церкви новые территории и шлёт Болеславу послание, в котором требует от него вернуть все, незаконно конфискованное имущество Изяславу. Неизвестно, как к этому отнёсся бы Болеслав, но в то же самое время в Киеве внезапно умирает Святослав. Окрылённый таким подарком судьбы Изяслав, после 4-х летнего скитания по Европе, собрал несколько тысяч поляков и в 1077 году опять пошёл в поход на Киев.
Всеволод, оставшись один, без поддержки Святослава, воевать с братом не хотел и предложил ему мир, на что Изяслав с удовольствием согласился. Таким образом Изяслав в очередной раз вернул себе Киевский престол, а Всеволод опять получил под своё управление новые территории.
В то же самое время, когда Изяслав и Всеволод замирялись в Волыни, их племянник Борис – сын ещё одного брата - Вячеслава, не вошедшего в братский триумвират и умершего через три года после кончины Ярослава Мудрого, захватил Чернигов. Порулив и оторвавшись там всего 8 дней, он испугался возмездия дядьёв и бежал в Тмутаракань, где в то время правил Роман (сын Святослава Ярославича, май 1077 год). Спустя немного времени туда же бежал еще один недовольный распределением власти их племянник – сын Святослава –Олег. Там, Олег и Борис, скорефанившись на почве недовольства властным наследством, решили хорошенько потрясти своего дядюшку – Всеволода Ярославича. Наняли половцев и двинули войско на Чернигов, которым он на тот момент времени управлял и взяли его. Изначально, после смерти деда, Чернигов достался их отцу - Святославу, но потом, по решению триумвирата - перешёл к Всеволоду.
Всеволод, после нападения племяшей был вынужден уйти в Киев к брату своему – Изяславу. Тот вызвался помочь брату и наказать властолюбивых племянников - Олега и Бориса. Изяслав немедленно собрал войско и пошёл в поход на Чернигов. Также к нему присоединились: из Смоленска –сын Всеволода – Владимир (Мономах) и сын Изяслава – Ярополк со своими дружинами. Объединенные силы четырёх князей выступили против Чернигова. Олег и Борис в этот момент в Чернигове отсутствовали, но город решил защищаться. Где были в это время Олег и Борис со своим войском - история умалчивает, но как только они узнали о штурме Чернигова – вышли с войсками на битву с объединенными силами князей. Олег кстати, видя сильное войско противоборствующей стороны, не хотел вступать в бой (да ну нафиг, смотри их сколько), на что Борис ответил: «Останься спокойным зрителем моей битвы с ними». Борис пал смертью в этом сражении. Был убит и Изяслав, который сражался в рядах пехоты и был пронзён копьём.
Войско непокорных племянников было наголову разбито, а уцелевший Олег опять сбежал в Тмутаракань. Случилась та битва в августе 1078 года.
После смерти Изяслава, на киевский трон взошел Всеволод, который правил до конца своей жизни и умер в 1093 году. Всеволод впервые истории России стал использовать титул “князь всея Руси”.
После битвы под Черниговом большие междоусобицы прекратились, а мелкие были на Руси вплоть до 15 века.
Если статья понравилась - ставьте лайк, дополняйте и исправляйте возможные ошибки в комментариях (без грубостей), и подписывайтесь на канал ))).
Читай также:
Россия. Часть 16. "Русская Правда" - жизнь или кошелёк. Увечья не предусматривались.
Россия. Часть 15. Как обычная драка переросла в войну, при которой греки лишили зрения 800 русских воинов.