Найти тему

Они учились с Пушкиным | Н. А. Корсаков

Э. И. Непомук. Николай Александрович Корсаков. 1820
Э. И. Непомук. Николай Александрович Корсаков. 1820

Предлагаем вашему вниманию новую публикацию из серии «Они учились с Пушкиным», где рассказываем о судьбах воспитанников первого выпуска Императорского Царскосельского Лицея (1811–1817).

В этом году исполнилось 220 лет со дня рождения Николая Александровича Корсакова (1800 г.8 октября 1820г.) — музыканта, поэта, дипломата, лицейского товарища А. С. Пушкина. Он, по словам однокурсника барона М. А. Корфа, «был одним из самых даровитых, блестящих молодых людей нашего выпуска <… > … имя Корсакова, если бы Провидение продлило его жизнь, было бы, верно, одним из лучших наших перлов».

Отец — отставной гвардии прапорщик Александр Степанович; его предки чешского происхождения пришли в Россию из Польши в XIVвеке. Мать Екатерина Петровна (урожденная Резанова) — сестра дипломата, основателя Российско-Американской компании Николая Петровича Резанова. Старшие братья – чиновники Министерства народного просвещения, цензоры. Петр Александрович – журналист, переводчик, писатель. По мнению А. С. Пушкина, он один умел «сочетать щекотливую должность цензора с чувством литератора». Иначе сложились отношения поэта с Михаилом Александровичем (с 1820 г. – князем Дондуковым-Корсаковым): вице-президент Санкт-Петербургской АН стал адресатом эпиграммы А. С. Пушкина.

Не прилагая особых усилий, Николай стал одним из лучших учеников Лицея. Характеризуя Корсакова, профессор русской и латинской словесности Н. Ф. Кошанский заметил: «…столько счастлив памятью и одарен понятливостью, что с первого взгляда, обняв в мыслях изъяснение считает себя свободным от внимания и кажется, не чувствует пользы постоянного прилежания».

Талантливый, «с даром слова и пера» юноша был поглощен творчеством. Первый рукописный журнал «Сарскосельские лицейские газеты» (не сохранились), Корсаков «издал» в 1811 г. Играл в лицейских спектаклях. Не лишен был поэтического таланта:

Ты хочешь, чтоб я вновь пустился,

Любезный друг, в сей шумный свет,

Кричал, гремел и суетился,

Нет! Нет!

В 1817 г. выйдут несколько рукописных сборников стихотворений лицейских поэтов, самый полный из них «Дух лицейских трубадуров». Пушкинист Б. В. Томашевский писал: «Сборники 1817 г. представляют собой относительно строгий отбор стихотворений пяти лицейских поэтов. При этом по количеству включенных в эти сборники стихотворений каждого можно судить, как расценивали лицеисты относительное значение своих поэтов. На первом месте идет бесспорно Пушкин». Далее названы имена Дельвига, Илличевского и Кюхельбекера. «Корсаков, – продолжил Б. В. Томашевский, – автор нескольких куплетов, идет в конце плеяды поэтов».

Слава первого лицейского музыканта по праву досталась Николаю: он пел, прекрасно владел гитарой, писал музыку:

Приближься, милый наш певец,

Любимый Аполлоном!

Воспой властителя сердец

Гитары тихим звоном.

А. Пушкин «Пирующие студенты» (1814)

Н. Корсаков сочинил музыку на стихотворения А. Пушкина «К Делии», «К Живописцу», «К Маше». О последнем вспоминал Иван Пущин: «Стихи эти написаны сестре Дельвига, премилой, живой девочке, которой тогда было семь или восемь лет. Стихи сами по себе очень милы, но для нас имеют особый интерес. Корсаков положил их на музыку, и эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где Лицей имел право гражданства».

Николай Александрович окончил Лицей с похвальным листом № 3 «с правом на серебряную медаль» и в чине титулярного советника поступил на службу в коллегию Министерства иностранных дел. Осенью 1819 г. он отправился в Италию на службу при русской миссии. Накануне отъезда зашел к Александру Пушкину, не застал его, оставил свой карточный долг. В альбоме директора Лицея Е. А. Энгельгардта тогда же появилась запись: «Еду в Рим, почтенный и любезный Егор Антонович. Бог знает, вернусь ли, Бог знает, увижу ль места, где провел много счастливых и приятных дней…».

8 октября (26 сентября по ст. стилю) Николай Корсаков скончался от чахотки во Флоренции; его похоронили на греческом кладбище в Ливорно. По свидетельству современника, за час до смерти Н. Корсаков сочинил эпитафию, а когда узнал, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, то сам начертил их для копирования на надгробный камень:

Прохожий, поспеши к стране родной своей!

Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

Лицейские с горечью восприняли известие о смерти их товарища, который «угас в самых молодых летах». А. Пушкин посвятил памяти Н. Корсакова стихотворение «Гроб юноши» (1821); с неподдельной грустью прозвучали строки в «19 октября» 1825 года:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит...

Летом 1835 г. Е. А. Энгельгардт сообщил В. Вольховскому, что получил от М. Горчакова «…письмо и рисунок с памятника, который поставил он бедному нашему трубадуру Корсакову, под густым кипарисом близ церковной ограды во Флоренции. Вильгельм Кюхельбекер признался, что в ссылке «… хранил он последнее письмо и манишную застежку, наследие Пушкина, и померанцевый листок, сорванный для него его сестрицей во Флоренции с гроба Корсакова».

Материал подготовлен Н. В. Тишкевич, ведущим хранителем экспозиций Мемориального Музея-Лицея и Мемориального музея-дачи А. С. Пушкина.