Мэри Поппинс – главная героиня известных детских сказочных повестей английской писательницы П. Трэверс. Этот образ полюбился многим читателям, которые до сих пор считают ее «идеальной няней». Причина популярности проста – Мэри строга (но справедлива?) и умеет превращать серые скучные будни в увлекательные приключения.
Для деток семьи Бэнксов она в буквальном смысле стала «леди совершенство». Мэри аккуратна, элегантна, умна, уверенна в себе, с ней никогда не бывает скучно. Полеты на зонтике, необычные чаепития и увлекательные истории с элементами волшебства, конечно, производят сильное впечатление на неискушенный ум ребенка. Однако у повзрослевшего читателя ожидаемо встает вопрос: насколько хороша такая «педагогика» для полноценного развития детей?
Да, Мэри Поппинс учит своих подопечных смотреть на мир широко раскрытыми глазами и не зацикливаться на бытовых проблемах. Но делает она это слишком вычурным способом, который восхищает неопытных детей, но вместе с тем уводит их в несуществующий мир танцующих коров, приклеенных ночных звездочек, разговаривающих животных. И вся эта остроумная мешанина преподносится, как некая возможная реальность, в которой нет ничего конструктивного. Это просто набор веселых сценок, которые бьют на эффект.
Но у Мэри Поппинс есть очень положительное качество – строгость, аккуратность, любовь к порядку, что так любят дети. Однако в своем стремлении упорядочить все вокруг себя Мэри порой действует крайне непедагогично. Она резко одергивает своих подопечных, постоянно делает им замечания и даже угрожает, когда они позволяют себе какой-нибудь лишний вопрос.
Эти сцены выглядят особенно удручающими. Наблюдать за тем, как «леди совершенство» подгоняет детей под свою гребенку, довольно тяжело. Автор позиционирует свою героиню как добрую, отзывчивую, чуткую даму, но на деле Мэри Поппинс как будто нарочно демонстрирует противоположные качества. Показывая детям разнообразные чудеса, она довольно скрытна, не удовлетворяет их любопытство, постоянно обрывает их на полуслове. К тому же она не терпит возражений. Дети (а вслед за ними, – и читатели) должны априори с ней соглашаться как с последней инстанцией.
А между тем Мэри Поппинс сама не безупречна уже хотя бы потому, что считает себя «совершенством» и, очевидно, не допускает за собой право на ошибку. По этой причине эта дама при всей своей оригинальности никак не может считаться идеальной няней для детей.