Найти в Дзене
История и культура Евразии

Сведения о Чингисхане из трех основных литературных источников о монгольской империи. Что, конкретно, известно о нем?

Оглавление

О жизни и деяниях Чингис-хана есть три основных источника:

  1. Древнемонгольский эпос "Сокровенное сказание монголов"
  2. Книга персидского историка Ата-Мелика Джувейни "История Завоевателя Мира"
  3. Книга Марко Поло "О разнообразии мира"
Чингисхан, собственное имя — Тэмуджин (ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227) — основатель и первый великий хан (каган) Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи.
Чингисхан, собственное имя — Тэмуджин (ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227) — основатель и первый великий хан (каган) Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи.

Первичным источником по жизни Чингис-хана считается "Сокровенное сказание монголов", которое было написано в год Мыши. Правда какой Мыши (по восточному календарю, год Мыши повторяется через каждые 12 лет) не понятно. Поэтому примерная датировка - 1240 год. Оригинальный документ до современности не дошел. Есть копия источника (14 век) , написанная на монгольском языке китайскими иероглифами. Буквальный перевод копии - "Секретная история династии Юань".

Более точная дата завершения у рукописи Джувейни - февраль-март 1260 года. Для ее подготовки, Джувейни еще в молодом возрасте 27 лет ездил в столицу Монгольской империи - Каракорум, где по просьбе самих монгол собирал сведения о Чингис-хане и деяниях монгол. Поэтому, рукопись Джувейни считается основополагающей при составлении историографии монгол. Буквальное название труда Джувейни - Тарихи джахангушай (История завоевателя мира).

Другой средневековый автор Марко Поло начал собирать материалы для своего труда в 1276 году. Собирал он их при дворе хана Хубилая в Китае, где он побывал во время путешествия туда в 1271-1291 годах. В книге Марко Поло кроме описаний местностей есть материалы по истории монгол и самого Чингис-хана.

«Книга чудес света» (также известна под названиями «Путешествия Марко Поло», «Книга о разнообразии мира», «Книга Марко Поло» (старофр. Livres des merveilles du monde) — описание путешествий Марко Поло по Азии и Африке, совершённых в период между 1276 и 1291 годами, которые с его слов на старофранцузском языке записал Рустикелло из Пизы (находившийся вместе с ним в генуэзской тюрьме).
«Книга чудес света» (также известна под названиями «Путешествия Марко Поло», «Книга о разнообразии мира», «Книга Марко Поло» (старофр. Livres des merveilles du monde) — описание путешествий Марко Поло по Азии и Африке, совершённых в период между 1276 и 1291 годами, которые с его слов на старофранцузском языке записал Рустикелло из Пизы (находившийся вместе с ним в генуэзской тюрьме).

Все три источника противоречивы и между ними есть расхождения в датах и интерпретации событий. Но главное - в них описывается личность Чингис-хана.

Прижизненного портрета Чингис-хана также не сохранилось.

Правда, на Тайване, в музее при императорском музее в Тайбэе есть портрет, который был нарисован со слов внука Чингис-хана - Хубилая (потрет в начале этой статьи). Именно он считается подлинным.

В то же время, этот портрет не сходится с описанием Чингис-хана в трех основных источниках. При этом все источники единодушны в его описании.

В них он описывается как человек высокого роста, светлоглазый (синеглазый), с густой рыжей бородой. То есть, Чингис-хан был не монголоидом. Скорее всего, он был представителем южносибирской европеоидной расы - потомком динлинов.

По религиозным воззрениям, Чингис-хан был верующим в единобожие (монотеистм). Об этом упоминает Рашид-ад-Дин.

Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (Рашид ад-Доулэ; Рашид ат-Табиб — «врач Рашид») (ок. 1247, Хамадан — 18 июля 1318, Тебриз) — персидский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист; министр государства Хулагуидов (1298—1317). Поступил на государственную службу в период правления Абака-хана (1265—1282). При Газане (1295—1304) выдвинулся на ведущие роли, фактически заняв пост визиря, и осуществил важнейшие экономические реформы. При хане Олджейту (1304—1316) фактически был первым лицом в управлении государством. В начале правления Абу Саида (1316—1335) из-за интриг политических противников утратил власть, а затем по ложному обвинению был казнён.
Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (Рашид ад-Доулэ; Рашид ат-Табиб — «врач Рашид») (ок. 1247, Хамадан — 18 июля 1318, Тебриз) — персидский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист; министр государства Хулагуидов (1298—1317). Поступил на государственную службу в период правления Абака-хана (1265—1282). При Газане (1295—1304) выдвинулся на ведущие роли, фактически заняв пост визиря, и осуществил важнейшие экономические реформы. При хане Олджейту (1304—1316) фактически был первым лицом в управлении государством. В начале правления Абу Саида (1316—1335) из-за интриг политических противников утратил власть, а затем по ложному обвинению был казнён.

При этом какая это была конкретная религия также неизвестно. Возможно тенгрианство или христианство. Во всяком случае, сам Чингис-хан терпимо относился ко всем религиозным воззрениям.

Смерть Чингис-хана окутана тайнами.

По версии "Сокровенного сказания" он упал с коня, Рашид-ад-Дин писал о лихорадке, Марко Поло утверждал что причиной смерти стала стрела, попавшая в колено.

Месторасположение могилы Чингис-хана также не известно. Ее поиски ведутся уже много лет и пока не увенчались успехом.