О жизни и деяниях Чингис-хана есть три основных источника:
- Древнемонгольский эпос "Сокровенное сказание монголов"
- Книга персидского историка Ата-Мелика Джувейни "История Завоевателя Мира"
- Книга Марко Поло "О разнообразии мира"
Первичным источником по жизни Чингис-хана считается "Сокровенное сказание монголов", которое было написано в год Мыши. Правда какой Мыши (по восточному календарю, год Мыши повторяется через каждые 12 лет) не понятно. Поэтому примерная датировка - 1240 год. Оригинальный документ до современности не дошел. Есть копия источника (14 век) , написанная на монгольском языке китайскими иероглифами. Буквальный перевод копии - "Секретная история династии Юань".
Более точная дата завершения у рукописи Джувейни - февраль-март 1260 года. Для ее подготовки, Джувейни еще в молодом возрасте 27 лет ездил в столицу Монгольской империи - Каракорум, где по просьбе самих монгол собирал сведения о Чингис-хане и деяниях монгол. Поэтому, рукопись Джувейни считается основополагающей при составлении историографии монгол. Буквальное название труда Джувейни - Тарихи джахангушай (История завоевателя мира).
Другой средневековый автор Марко Поло начал собирать материалы для своего труда в 1276 году. Собирал он их при дворе хана Хубилая в Китае, где он побывал во время путешествия туда в 1271-1291 годах. В книге Марко Поло кроме описаний местностей есть материалы по истории монгол и самого Чингис-хана.
Все три источника противоречивы и между ними есть расхождения в датах и интерпретации событий. Но главное - в них описывается личность Чингис-хана.
Прижизненного портрета Чингис-хана также не сохранилось.
Правда, на Тайване, в музее при императорском музее в Тайбэе есть портрет, который был нарисован со слов внука Чингис-хана - Хубилая (потрет в начале этой статьи). Именно он считается подлинным.
В то же время, этот портрет не сходится с описанием Чингис-хана в трех основных источниках. При этом все источники единодушны в его описании.
В них он описывается как человек высокого роста, светлоглазый (синеглазый), с густой рыжей бородой. То есть, Чингис-хан был не монголоидом. Скорее всего, он был представителем южносибирской европеоидной расы - потомком динлинов.
По религиозным воззрениям, Чингис-хан был верующим в единобожие (монотеистм). Об этом упоминает Рашид-ад-Дин.
При этом какая это была конкретная религия также неизвестно. Возможно тенгрианство или христианство. Во всяком случае, сам Чингис-хан терпимо относился ко всем религиозным воззрениям.
Смерть Чингис-хана окутана тайнами.
По версии "Сокровенного сказания" он упал с коня, Рашид-ад-Дин писал о лихорадке, Марко Поло утверждал что причиной смерти стала стрела, попавшая в колено.
Месторасположение могилы Чингис-хана также не известно. Ее поиски ведутся уже много лет и пока не увенчались успехом.