Их немного: ручка, бумага, а нынче еще – компьютер. Какими им лучше быть?
Уточню: различных сервисов и приложений, которые тоже можно назвать инструментами писателя, в электронное время множество. Но сегодня мы остановимся именно на базовых инструментах.
В каждой профессии есть свои инструменты: у художника – мольберт, кисти и краски, у пианиста – фортепиано, у столяра – станок, пила, молоток, у строителя – тоже целый набор необходимых вещей, от мастерка со шпателем до электрических приборов.
Писателю повезло больше: иногда ему достаточно дешевой ручки и бумаги. Вот с них мы и начнем разговор.
БУМАГА
Только кажется, что чем качественнее возьмем бумагу, тем лучше. Для кого-то - да. Но есть люди, которые теряются при виде дорогих красивых блокнотов и тетрадей. Кажется, что на таких белоснежных листах, в дорогом обрамлении должны появляться только достойные мысли, рождаться совершенные произведения.
Не вопрос! Даже великие писатели могли записывать свои незабвенные идеи и наброски произведений на салфетках и случайных клочках. Так что мы тоже можем брать в работу дешевую бумагу, на которой не страшно оставлять каракули, можно свободно черкать.
Запомним: главная ценность этого инструмента (как, собственно, и остальных) - чтобы нам было комфортно работать.
Конечно, кто-то наверняка решил для себя, что писать на бумаге в век компьютеров смартфонов и планшетов – пережиток прошлого. Но писатели вряд ли так думают. Бумага хороша для создания черновых записей, пометок и рисунков, которые пригодятся, когда начнем писать текст своего произведения.
Когда идеи приходят в самых необычных местах, даже клочок газеты, чек, обрывок картона или наклейка от спичечного коробка способны стать верными друзьями и помощниками писателя.
РУЧКА
Прошли времена, когда люди поскрипывали перьями, обмакивая их в чернила, и следили за тем, чтобы на лист бумаги не присела клякса. Пролетели и годы чернильных ручек, которыми я, помнится, писала в удовольствие, считая их поинтереснее простых шариковых.
Сейчас разнообразием ручек – чернильных, шариковых и гелевых, никого не удивишь. Среди них есть весьма дорогие, как, например, паркеровские, и копеечные.
Какие выбрать? Каждый решает сам. Главное требование – чтобы носик стержня легко, мягко скользил по бумаге, так как излишнее трение тормозит процесс письма. А писателю важно научиться писать быстро и очень быстро: в таком состоянии легче отключить ум и включить в работу подсознание – овладеть так называемым «интуитивным письмом».
Чернила лучше выбирать довольно темные, носик стержня пусть оставляет на бумаге четкий, толстый след. Слишком светлыми, тонкими и писать неудобно, и читать написанное не слишком приятно.
Преимущества старых добрых инструментов писателя, ручки и бумаги:
- удобны в обращении, всегда под рукой;
- просто незаменимы во время создания набросков, рисунков, пометок для будущих текстов, схем и планов будущих произведений;
- помогают достигать высокой степени концентрации в работе над текстами.
- при записях от руки активизируется творческая мысль: видимо, потому, что мелкая моторика пальцев стимулирует мозг. Ученые из Принстонского университета провели эксперимент и доказали: даже когда ноутбук используется исключительно как блокнот, без отвлечения пользователя на всякие мультимедийные забавы, – и в этом случае степень осмысления и запоминания текста ниже, чем в процессе письма от руки;
- письмо от руки – своеобразная арттерапия;
- ручка и блокнот позволяют делать записи во время разговора, не отвлекаясь от него.
КОМПЬЮТЕР
Печатные машинки совсем недавно были в почете, но с недавнего времени стали архаичным инструментом. В наш быт не вошли, а ворвались компьютеры. И сегодня издателям на стол ложатся РУКописи, написанные далеко не от руки, а набранные на клавиатуре компьютера.
И сколько бы мы ни вели разговоров о пользе ручки и бумаги, есть огромные плюсы и в использовании компьютера. Писателю нынче он просто необходим.
Но какой компьютер выбрать в качестве инструмента?
Программисту необходим мощный инструмент, готовый выдержать большие нагрузки. А писателю достаточно самого простого, даже старенького и бэушного, компьютера. Главное, чтобы открывались вордовские страницы. Не надо ждать, когда приобретете навороченный ноут, лучше писать на старом и простом, чем бестолково проводить время в пустом ожидании.
ДИКТОФОН
Это еще один инструмент писателя, который базовым, может, и не назовешь, однако в некоторых случаях он бывает весьма удобным. Он пока не получил широкого распространения. Но все же достоин того, чтобы о нем сказать несколько фраз.
Есть плюсы и минусы использования диктофона.
Из плюсов: в местах, где писать невозможно, а мыслей много, реально наговорить их; можно записать разговор на улице, в кафе и иных местах, чтобы позже использовать его в своих материалах.
Из минусов: записи потом надо расшифровывать. Хорошо, если есть возможность поручить эту работу кому-то. А если придется выполнять самому? Мне, например, не нравится этот процесс, хотя изредка я все же пользуюсь возможностями диктофона.
ПОДЫТОЖИМ...
Возможно, кто-то тоже мечтает писать, но все еще копошится в пустых хлопотах о дорогих инструментах, которые принесут вдохновение. Или покупает дорогие красивые вещи, а потом складывает их в почетное место – ожидать гениальные идеи. В результате, эти вещи годами остаются невостребованными.
Вот три важные мысли, к которым я пришла в результате размышлений на эту тему:
- инструменты должны служить писателю – а не писатель инструментам;
- неважно, какими инструментами пользоваться. Главное - писать регулярно, лучше - ежедневно;
- выбирайте такие инструменты для работы, которые бы не затрудняли, а облегчали процесс записи, помогали легко ловить и «приземлять» быстротечные мысли, давали простор творческим порывам.
Легких вам перьев!