За долгий период творчества французский живописец XIX века Жан-Леон Жером неоднократно вызывал как восхищение, так и резкую критику. Картину «Диоген» он написал в 1860 году, это самая глубокая работа художника.
Эпатаж как способ донести свои взгляды
На полотне изображен древнегреческий философ Диоген Синопский. Скандально известный гений жил рядом с афинской городской площадью. Если соблюдать историческую точность, то местом его обитания была совсем не бочка, а глиняный пифос. Это огромный сосуд для хранения зерна, вина или масла. Иногда пифосы использовали для захоронения людей.
Диоген проповедовал аскетизм, именно поэтому он и поселился в сосуде. Посох и сумка — все вещи мыслителя. Он считал, что нужно жить наподобие мыши, которая имеет минимальные потребности и ничего не боится, так как ей нечего терять. Истинное счастье, по его мнению, состоит в независимости от людей и вещей.
Отрицая моральные нормы, философ стремился к эпатажу. Он возмущал афинян тем, что занимался мастурбацией у всех на виду. В ответ на упреки говорил: «Жаль, что, потерев живот, нельзя избавиться от голода». Диоген средь бела дня ходил по улицам с фонарем или факелом, при этом напряженно что-то искал. На вопрос о том, что же он ищет, отвечал: «Человека».
Описание полотна
Диоген изображен сидящим в своем «жилище». На сосуде видны свидетельства недоброжелательного отношения со стороны окружающих: множество сколов, зияющая дыра. Убогая обстановка контрастирует с одухотворенным лицом мыслителя, озаренным светом фонаря.
Внимательно наблюдающие за Диогеном собаки — также полноценные герои картины. Животные готовы по первому зову вместе с философом искать того, кто достоин называться человеком. Кстати, Диоген был ярким представителем школы киников (др.-греч. κῠνικοί, от κύων (собака)).
- Литература: wikipedia.org