Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Музейные тётеньки: Музы, Церберы и Сфинксы

Мир разнообразен. В нём обитают паяльщики и стоматологи, сантехники и космонавты, пианисты и роялисты. Есть место в нём и для особого дамского вида под названием «музейная тётенька». Как правило, это женщина преклонных лет или, во всяком случае, находящаяся на пороге того чудесного возраста, когда нам многое прощается. Почти как в детстве. Кстати, в моём детстве были точно такие же музейные тётеньки.

Музейная тётенька - вечна, как вечны музеи. И название-то у них красивое - смотрительницы залов. Не надзирательницы и не даже не смотрящие (как иногда хочется их определить), а именно так - смотрительницы. Хранительницы. Музейная тётенька может быть умной и глупой, рафинированно-принаряженной и неряшливой, злобной и очаровательной. Но, так или иначе, всех женщин этой славной профессии можно разделить на три условных типа - Музы, Церберы и Сфинксы.

Станислав Шаронов «Смотрительница зала» (с) Как выразительно!
Станислав Шаронов «Смотрительница зала» (с) Как выразительно!

1. Итак, типаж под названием Музы. О, они обожают предмет, который стерегут. Если музей посвящён Пушкину, то они обожают Пушкина. Если вдруг тема экспозиции - водопроводные краны, будут обожать и краны. Они не просто обожают - они ревниво и по-бабьи привязчиво пестуют память о предмете или о человеке. Их рефрен, точнее девиз: «Вы ничего не понимаете!». Они настойчиво ходят за посетителем и зорко следят, чтобы он внимательно и благоговейно осмотрел все положенные ему экспонаты. «Что же вы подгузники Дантеса пропустили?! Их нашему музею французы подарили за валюту!» - спрашивает она, транслируя, тем самым, что мы проигнорировали целый пласт истории и нам должно быть стыдно. Она непременно расскажет, что вот этот веер, расписанный купидонами и рокайлями, некогда принадлежал Екатерине Великой, а во время войны за ним охотился некто из Ahnenerbe! Потому что тут была тайнопись самого графа де Сен-Жермена.

2. Следующим пунктом у нас идут Церберы. Эти - гавкают. Они стерегут сокровища, будучи равнодушными к самому содержимому. Просто вы их страшно бесите. Им всё время кажется, что ваш ребёнок тянет за нос античного героя, а вы сами решили вытереть руки о Ван-Гога. У Церберов - злые перекошенные лица. Они затыкают тех, кто радостно рассуждает о художниках и об оформлении залов. Их бесит толпа экскурсантов. Особым образом Церберы ненавидят школьников. Опять притащили этих двоечников? Сейчас всё загадят и натопчут. Лозунг Церберши: «Всё ходят и ходят! И чего они всё ходят?!». Тётки этого сорта обожают делать замечания - их искажённые от иррациональной ненависти физиономии на миг озаряются злорадством! Ещё бы - они громко тявкнули на очкастую аспирантку, позволившую себе махать руками возле Сурикова или рядом с комодиком эпохи Ар Нуво.

3. Ну и, наконец, тип третий - Сфинксы. Вот этим вообще всё равно, где торчать. Они неподвижно сидят на своих местах и со вселенским спокойствием сторожат Вечность. Они равнодушны к Рембрандту, их не тревожит Врубель. Перебросят сидеть возле чудовищных концепций какой-нибудь арт-группы «PIZZ_дец» или очередного полу-гения, малюющего в стиле кубический фаллизм, так и что? Будут кемарить и возле этого актуальствующего низкохудожественного merde. Она тут просто сидит. Потому что сидеть с внуками ей в лом, а сидеть с другими бабками на лавке не дозволяет совесть - она же советский человек, тридцать лет протрубила начальником смены на Центральном Телеграфе. Это, признаться, лучшие из музейных тёток - они кидаются в бой только тогда, когда на пол начинают лететь обёртки от жвачек, а восторженная искусствоведша так увлеклась, что полезла обниматься с Аполлоном...

Зина Корзина (с)

https://zina-korzina.livejournal.com/693815.html