Парадоксален всё-таки белорусский теннис. Ещё вчера он был однополярным, и не усматривалось, кто бы мог так же приковывать к себе внимание, как Виктория Азаренко. С её скоротечным декретом и судебными тяжбами образовался «многополярный мир», где следить можно и за Ариной Соболенко, и за Александрой Саснович, и за Верой Лапко. Но вот наступил травяной отрезок сезона — и у нас снова, по сути, только одна надежда.
Парадоксально, впрочем, не только это. Беларусь не относится к южным странам, вроде Италии и Испании: на Пиренеях и Апеннинах есть очевидный грунтовый крен и в мужском, и в женском теннисе. По большому счёту, то же самое касается южноамериканских держав. Там климатические условия диктуют развитие своеобразного игрового типажа — выносливого, готового бегать, но не всегда склонного к остроатакующим действиям, пусть и обладающего подобными навыками. Изобилие травяных кортов, которое издавна наблюдается в Англии, «рождает», как правило, свой функционал — ребят и девчат с хорошей подачей, временами несовершенных с точки зрения технических навыков, однако имеющих стабильный и сильный удар с обеих рук.
К чему преамбула? А к тому, что спортсмены обоих крайностей весьма конкурентоспособны на медиум-покрытии — харде. Для одних он недостаточно быстр, для других — слишком, тем не менее количество турниров на харде в течение сезона превосходит число соревнований на грунте и траве вместе взятых. Игнорировать их и не специализироваться на них невозможно. Это своего рода универсальная состязательная площадка. Как, скажем, гигантский слалом в горных лыжах, где противостоят друг другу доки слалома вроде Марселя Хиршера и гуру скоростных дисциплин вроде Акселя-Лунда Свиндала.
Мораль — существуют примеры, когда спортсмены успешны либо только на траве, либо только на грунте. Однако очень мало таких, кто замыкается исключительно на харде. И в их числе, становится очевидным, — как раз белоруски. Не одна и не две, а фактически все. До некоторых пор мы думали, что абсолютно все, если бы не Арина Соболенко, которая успешно начала разрушать стереотип на этой неделе в Истбурне — перед самым стартом «Уимблдоне».
Арина СОБОЛЕНКО, 7-3
М.Вондрушова, 0:6, 7:5, 6:3
А.Томьянович, 3:6, 7:6 (7:5), 6:0
К.Флипкенс, 4:6, 4:6
Э.ван Эйтванк, 6:3, 4:6, 2:6
С.Викери, 4:6, 6:0, 6:1
Ю.Гергес, 1:6, 6:4, 6:4
Э.Мертенс, 7:5, 2:6, 7:6 (7:4)
К.Плишкова, 6:3,2:6, 7:6 (7:5)
А.Радваньска, 6:3, 1:6, 6:3
К.Возняцкий, 5:7, 6:7 (5:7)
Но не только и не столько за такую победную поступь заслуживает похвалы Соболенко. Дело в том, что она на пути к титульной встрече провела пять подряд трехсетовых поединков! Каждый раз оказывалась со щитом, причем дважды — на тай-брейке в решающей партии. Да, опять-таки, высказываем опасение по поводу того, как столь длительные матчи могут сказаться на свежести и физической готовности Арины уже в начале следующей недели. Тем не менее оптимизм, по крайней мере, сдержанный, вселяет другое — некоторая взвешенность и академичность, которая стала присуща игре 20-летней теннисистки.
Нет, эпизодические провалы по ходу матчей всё равно случаются. Нет ни единого отрезка, когда Соболенко проводит каждый гейм примерно на одном уровне. Впрочем, это, наверное, нормально. Главное — она всё чаще перестает действовать прямолинейно, стараясь вколотить каждый мяч. Пуще того, по сути, на этом погорела одна из её соперниц — Каролина Плишкова, которая явила собой худший образчик Соболенко. Тогда как более молодая наша спортсменка отличилась куда большей тактической гибкостью. Обыкновением в игре белорусской красавицы стали паузы в ситуациях, когда можно пробить с лёта. Отныне белоруска позволяет мячу опуститься в корт, и лишь после этого отправляет его на чужую половину, уже видя, где находится оппонентка. Подобную зрелость Арина неоднократно демонстрировала в полуфинале против Агнешки Радваньской, которая кого хочешь выведет из себя умением тащить безнадёжные мячи. А не вывела! Ни себя в финал, ни Арину из себя.
Есть мнение, что прогресс связан с фигурой Дмитрия Турсунова. Российский теннисист, не особенно хватавший звёзд в игроцкую бытность, работает с белоруской всего-ничего, и как будто логично в начале сотрудничества отыскать корни поступательного движения наверх. Однако предлагаю этого не делать. Все же с минчанкой трудились и не такие авторитетные специалисты. Совсем недавно, допустим, — Магнус Норман. И не сказать, чтобы под его началом случился ошеломительный прогресс. Просто до Соболенко не сможет достучаться никто, пока она сама не захочет услышать. Сейчас, по-видимому, захотела.
Кстати, самой любопытной оказалась установка Турсунова по ходу матча с Плишковой. «Арин, я понимаю, что тебе хреново. Но ты мне объясни: ты на лыжах по горам для чего бегала? Если проигрываешь, то проигрывай хотя бы по-человечески. Не отдавай человеку просто так матч. Если ты хочешь стать первой, так покажи это, сыграй в корт. Умри здесь, но хотя бы заставь её что-то сделать. Потом ты сама себя будешь за это корить еще несколько дней. Не надо на нас смотреть, мы же ничем тебе здесь помочь не сможем, ты же всё знаешь. Играй до конца. Сейчас речь не об этом матче конкретно, а вообще обо всём. Давай, уже не маленькая!» — так эмоционально звучало напутствие.
В первом круге «Уимблдона» Соболенко повстречается с румынкой Михаэлой Бузарнэску, 28-й сеяной. Реально ли пройти дальше? Однозначно.
Виктория АЗАРЕНКО, 1-1
С.Фегеле, 6:7 (4:7), 6:3, 7:5
Л.Шафарова, 3:6, 4:6
Со жребием на старте ей, правда, повезло. Екатерина Александрова — совсем не та соперница, перед которой можно пасовать. Хотя в случае виктории в стартовом раунде дальше может ждать Каролина Плишкова. Как бы то ни было, букмекеры в Вику не особенно верят, и вряд ли здесь неправы. Да и сама белоруска большую ставку наверняка делает на заключительный отрезок сезона, венчать который будет открытый чемпионат США.
Александра САСНОВИЧ, 0-2
К.Вандевеге, 2:6, 6:7 (1:7)
А.Лоттнер, 4:6, 0:6
Естественно, Саша будет выходить и сражаться, потому что иначе не умеет. «Баранка» от Лоттнер — это всё-таки нечто из ряда вон, ведь в игре Саша руки опускает редко. Увы, мощной подачи, так нужной на быстром покрытии, в её арсенале нет — а без неё вряд ли получится одолеть великолепную чешку.
Вера ЛАПКО, 2-2
Я.Фетт, 7:6 (7:5), 6:4
Д.Векич, 2:6, 6:7 (6:8)
Дж.Пегула, 6:3, 6:1
К.Перрин, 6:0, 2:6, 2:6
После вхождения в топ-100 дальнейшее продвижение в рейтинге даётся Лапко с колоссальным трудом. Она уже демонстрирует временами зрелую игру, кое-где на классе принуждает зачехлить конкуренток на ракетку, но не отличается тем, чем Соболенко и в свое время — Азаренко. Ей приходится крайне трудно с теми, кто в мировой табели находится выше. Причем это совершенно необъяснимо: игра Лапко не разваливается, теннисистка всегда выражает внешнюю невозмутимость. Вера не склонна эмоционально реагировать на неудачи и раздражаться невынужденным ошибкам. В её поражениях нет ни капли психологии! Видимо, просто взросление проходит чуть более медленными темпами, чем в юниорском возрасте.
Местами Лапко не хватает мощи. А она нужна теннисистке с такими физическими данными — всё-таки самая молодая из наших соотечественниц отнюдь не миниатюрна, поэтому двигается по задней линии не всегда быстро. Что ж, видимо, потребуется ждать. И уже не на траве. Первый круг Лапко вполне может пройти, ибо там её ждет Кристина Макхейл. А вот затем — Юлия Гёргес, и это на порядок серьёзнее — как-никак, 13-й номер ВТА.
***
Как там говорится? Пять минут позора — и делай, что хочешь? Значит, неделя травы — ну а дальше хард. Там они будут чувствовать себя в своей тарелке…
Григорий Трофименков.