Оригинал текста: Агенство политических новостей
Религиозное положение в Крыму
Число религиозных организаций в России на начало 2016 год составляло 28 465, из них к Русской Православной Церкви относится 16 687, а на Украине (при четырёхкратной разнице в количестве населения) даже после потери мусульман Крыма — 32 497 действующих религиозных организаций, а на православие Московского патриархата приходится 12 167. Похожее соотношение наблюдается и в Крыму: по состоянию на начало 2014 года в Республике Крым и Севастополе действовало соответственно 2083 и 137 религиозных организаций. То есть сегодня на 10 тысяч человек в России приходится 1,94 религиозных организаций, а в Крыму — 9,68.
Всего в Крыму и Севастополе по состоянию на начало 2014 года имелось 462 храма Московского патриархата, из них полноценных церквей в собственности 119, а 235 — в арендном пользовании, также общинам принадлежали 108 приспособленных под храмы помещений. 48 зданий являются памятниками архитектуры, 32 из них принадлежат общинам.
Мусульманских мечетей на тот же 2014 год — 992, из них полноценных культовых зданий в собственности 135 и 190 — в арендном пользовании, общинам также принадлежат 667 приспособленных под мечети помещений. 10 зданий являются памятниками архитектуры, и все переданы общинам.
При этом 13 церквей Киевского патриархата и единицы общин других православных расколов почти не отражаются на статистике.
Согласно переписи населения 2014 года количество русских, украинцев, белорусов, молдаван, греков, болгар, грузин — 1 867 750 человек; крымских татар, татар, азербайджанцев, узбеков, турок — 286 699 человек. Исходя из этого следует, что на один православный храм приходится 4043 человека православной культуры, а на мечеть — 289 магометанской. Разница в 14 раз характеризует, насколько благоприятные условия были созданы Украиной для религиозного возрождения татар.
Безусловно с возвращением Крыма в состав русского государства этот далеко не нормальный религиозный перекос должен был начать выправляться. Ведь даже президент в своём обращении к нации в исторический день 18 марта 2014 года сказал: «В Крыму буквально всё пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии».
Крым действительно является колыбелью государствообразующего православного христианства на Руси. Это закреплено и в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», признающем «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры». Но на деле, как и речь президента, это лишь красивые слова и не более того.
Сегодня от богатого дореволюционного христианского наследия остались крохи — в результате планомерных действий советской власти большая часть православных церквей не может даже называться храмами с архитектурной точки зрения. Но храм — это не просто здание, имущество или материальная ценность, которая приходит и уходит, — это средоточие духовной жизни народа, олицетворение его веры. Даже стёртая с лица земли церковь не перестаёт существовать как нечто осязаемое, пока о ней сохраняется память, и потому нередко вновь поднимается из пепла. Строительство храмов в значительной степени определяет вектор общественного развития.
У государства всегда был выбор: отстраниться от естественных процессов духовной жизни народа, предоставив ему самостоятельно созидать свои святыни, или проводить политику религиозной поддержки с вполне определённым задачами. В русском государстве, каковым была Российская Империя, православие признавалось государственной религией: христианское вероучение являлось нравственным мерилом во внутренней жизни страны, а миссионерская цель Христовой Церкви — одной из задач правительства с целью обращения иноверцев в единоверцев.
Не только верующие созидают храм, но и храм обращает в веру. Последнее было особенно заметно в 1990-е годы, когда малая группа людей открывала приход и священник служил в пустом храме, постепенно наполнявшемся новыми людьми, которые в итоге принимали христианское вероучение. Так происходило даже в убогих помещениях, приспособленных для богослужений, куда многие просто брезгуют зайти. Красивые же и благоустроенные храмы меняют вокруг себя людей, и наши предки это прекрасно понимали. Это простейшая и доступная форма приобщения к религии, которая далека от глубоких вероучительных вопросов, но познание последних нередко начинается с простого посещения церкви. Это справедливо и в отношении мусульманских мечетей.
Стоит ли говорить, что в истории дореволюционной России важнейшие события ознаменовывались сооружением величественных православных церквей за государственный счёт. Лучшими архитекторами строились великолепные храмы и в центрах инородческих регионов, дабы показать величие и славу русской веры. И хотя национальной православной России до сих пор нет, стоило ли русским жителям Крыма сомневаться, что акт воссоединения будет ознаменован хотя бы мягкой поддержкой православия или, по крайней мере, выравниванием религиозно-национальной политики в соответствии с принципами светского государства, коим ныне является Российская Федерация?
Соборная мечеть
Первым заявлением властей по религиозному вопросу в Крыму стало обещание построить в Симферополе соборную мечеть, появлению которой на протяжении многих лет противилось православное население, да и сами татары немало спекулировали на этом вопросе.
«Это достижение российского Крыма. До этого в течение 15 лет постоянно появлялись какие-то препятствия, которые не всегда исходили от властей. Это неинтересно было и самой группе Мустафы Джемилёва. Ведь место периодически менялось, потому что жулики из Меджлиса каждый раз продавали коммерческим структурам территорию, которая определялась под мечеть», — прокомментировал бывший вице-премьер Крыма Руслан Исмаилович Бальбек, добавив, что улица Ялтинская, 22, где ведётся строительство, — по крайней мере, третье место и оно тоже готовилось к продаже.
Согласно описанию проекта, комплекс «Буюк Джума джами» разместится на участке в 3 гектара с автостоянкой, подземным переходом через трассу, фонтанами и клумбами. Многокупольная мечеть займёт площадь 45 × 45 метров, получит хорошо освещённый молельный зал на 2400 человек с большим куполом и балконом 2-го яруса общей высотой 28 метров. А примыкающий к ней двор (шадирван) на 1100 человек с увенчанной куполами галереей по периметру будет выполнен в объёме 45 × 50 × 9 метров. Четыре минарета поднимутся на высоту 58 метров. На территории также разместится 3-этажное административное здание муфтията Крыма, 2-этажный дом имама, отведено место и под медресе. Под мечетью, её внутренним двором и зданием муфтията предусмотрена подземная площадь, отведённая под торговые бутики, конференц-зал, парковку, кафе с обеденным залом и кухней, технические помещения и прочее.
При проектировании соблюдены каноны ислама михраба джами: комплекс строго ориентирован на Киблу, а унитазы и чаши-генуя установлены перпендикулярно этому направлению. Если эти геометрические подробности покажутся кому-то несколько странными, тот мало знает об исламе. Предусмотрены места для омовений (абдеста) для зимнего и летнего времени, отдельно для мужчин и женщин. Пути входа и эвакуации из молельного зала тоже обособлены для мужчин и женщин. Предусмотрены два больших грузопассажирских лифта.
В отделке мечети будут применяться мраморовидный известняк, белый и цветной мрамор с резьбой и инкрустацией, мозаика, майолик, многоцветные витражи, медное покрытие куполов. Здание муфтията получит крымско-татарскую архитектуру и будет включать библиотеку с читальным залом, ТВ-студию, зал бракосочетания (никяха), два учебных класса, офисные помещения, кабинеты муфтия и руководящих работников, конференц-зал, гостиничные номера, кафе, помещения для служащих и прочее.
Проект соборной мечети разработан при Украине, в 2011 году. Авторами выступают жители Симферополя архитекторы Идрис Юнусович Юнусов и его сын Эмиль Идрисович Юнусов. Любопытен фрагмент интервью с отцом: «Участвуя в конкурсе, я, по сути, выполнял свой национальный и гражданский долг… Прошлое Крымского ханства очень тесно связано с Турецкой империей и архитектура здесь не исключение. Сохранившиеся памятники архитектуры, такие как Джума джами в Кезлёве (Евпатории) и Муфтий джами в Кефе (Феодосии) были построены в османском стиле. Говорить о крымско-татарском стиле как таковом очень сложно, вопрос ещё требует основательного изучения ввиду недостатка информации по этой теме и скудности примеров материальной культуры. Но по всей видимости крымско-татарский стиль при всей схожести с османским отличала определённая аскетичность и асимметричность размещения зданий в плане».
К этому следовало бы добавить, что так называемый «османский» стиль храмовой архитектуры, есть ничто иное, как подражательство византийскому зодчеству, а в данном случае речь идёт о максимально приближенной стилистике к величайшему христианскому храму святой Софии в Константинополе, обращённому магометанами в мечеть.
Созидаемого ныне культового здания в Крыму прежде не существовало, так что речь даже не идёт о восстановлении былого — это новое масштабное строительство центра проповеди мусульманства. Это будет самое величественное религиозное сооружение на полуострове за всю его историю. Масштаб соборной мечети, несомненно, призван подчеркнуть, что Крым является прежде всего мусульманским регионом — власти тем самым усиливают давление на русское православие на полуострове.
«Это событие демонстрирует, что в Крыму полностью восстановлены мир и согласие, взаимопонимание и уважение между жителями всех национальностей и вероисповеданий, — подчеркнул С. В. Аксёнов. — Президент РФ Владимир Путин дал поручение руководству республики оказать содействие в строительстве мечети. Мы уже понимаем, откуда взять финансирование».
То унизительно-подчинённое и безгласное положение, в которое власти поставили Православную Церковь отразилось и в этом событии. На закладку иноверческой мечети вынудили прийти самого митрополита Лазаря, чтобы поздравить мусульман с выдающимися успехами в деле исламизации Крыма. Власти, как бы в оправдание своих действий, вынуждают архипастыря не просто поступаться личными принципами, а нарушать церковные каноны.
Если бы вопрос решался в открытой общественной дискуссии, а не в форме ультимативного решения властей всех уровней, то возможность появления сооружения подобного масштаба в Крыму была бы исключена даже при гарантированной финансовой поддержке со стороны государства, как это произошло с 5-млрд проектом «Муслим-сити» в Уфе, отклонённом на общественных слушаниях.
Строительство, как сообщалось, обойдётся в 2 млрд рублей. По словам муфтия Эмирали Сеитибраимовича Аблаева, финансировать его должны были российские меценаты и бюджет, а также турецкая сторона. Не стоит сомневаться, что на деле почти все средства поступают из бюджета по отработанным в России теневым схемам финансирования нехристианских вероисповеданий. Но для снижения социального напряжения власти изначально пытались акцентировать внимание на участии Турции, впрочем, откровенно подчёркивая, что построят в любом случае. А испортившиеся в одночасье отношения с наследницей Османской Империи расставили всё на свои места.
Впрочем, деньги «собрали» за считанные недели. «Это внебюджетные источники. Деньги поступают от людей различных национальностей и вероисповеданий. Уже собрано около 2 миллиардов рублей. Этих средств достаточно, чтобы в полном объёме возвести мечеть», — лирически охарактеризовал бюджетные ассигнования через посреднические каналы бывший вице-премьер Руслан Исмаилович Бальбек.
Немногим ранее заместитель муфтия Крыма Эсадуллах Баиров сказал более прямо: «Нам предложил помощь глава республики Сергей Аксёнов. Он готов полностью спонсировать её строительство». Ну а после турецкого конфликта заместитель администрации Симферополя Тейфук Рефатович Гафаров выразился ещё более определённо: «Если раньше не могли никак решить вопрос — будет республика Турция финансировать или нет, было много нюансов, — на данный момент чётко определено, что данные работы будут оплачены из бюджета РФ». С. В. Аксёнов к тому же заявил, что участие Турции и вовсе не планировалось.
По информации Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), деньги должны проходить через уже упоминавшийся федеральный Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Всё будет оформлено чисто, так что татарам даже не придётся выражать благодарность русским, что за их счёт были построены великолепные крымские мечети и можно будет ещё раз подчеркнуть, что у русских такие захудалые храмы просто оттого, что они не чтят своего Бога, а вот мусульмане — совсем другое дело! Туркам ведь тоже не пришлось извиняться за убитого в Анкаре посла — российские власти поспешили уверить турецкую сторону, что это не отразится на добрых отношениях двух сторон. А всё оттого, что русский народ, по мнению правительства, видимо, не достоин ни благодарностей, ни извинений.
«Это будет самая большая мечеть в Крыму и нам важно порадовать мусульман полуострова таким знаковым событием. На территории мечети будет находиться и крымский муфтият, и религиозная школа. …Финансирование будет в полном объёме и меценаты, как крымские, так и с материковой части России, люди разных вероисповеданий, подтверждают, что готовы финансировать строительство, даже если смета и возрастёт», — заявил вице-премьер Р. И. Бальбек, описывая очередь миллиардеров, в том числе православного вероисповедания, желающих вложиться в мечеть. Если и допустить возможность подобного сценария, то интересно знать, ценой какого из национальных достояний с ними расплачивается государство.
На вопрос журналистов об источниках финансирования тот же Р. И. Бальбек ответил: «Мы сегодня открыты для всех, кто хочет оказать помощь. Но на мечеть средства в полном объёме на сегодня есть. И ни в чьей помощи для того, чтобы реализовать право крымских татар, мусульман Крыма, на то, чтобы появилась Соборная мечеть, мы не нуждаемся. Это внебюджетные средства. Свою лепту внесли представители разных национальностей, разных вероисповеданий. Страна у нас необъятная и многонациональная… 2 млрд рублей — это те средства, которые у нас есть и которых достаточно не только для того, чтобы начать строительство, но и завершить его. В случае, если произойдёт увеличение стоимости, у нас тоже никаких проблем нет».
Как же хорошо жить в необъятной многонациональной стране представителям нерусских народов и исповедникам нехристианских вероучений: вчера боролись против воссоединения Крыма с Россией, а сегодня в благодарность получают должности и все возможные блага. Остальному большинству остаётся только пожать плечами да поразмышлять, кто правит их страной, какое будущее в этой «дружной семье народов» они прочат русскому и на чём держится эта дружба?
28 октября состоялся обряд торжественного освящения строительства мечети на Ялтинской улице, ярко демонстрирующий культурный код ислама с ветхозаветными кровавыми жертвоприношениями. А в репортаже подчёркнуто безразлично к интересам русского населения диктор повествует, насколько знатное место отведено под культовый комплекс, с высоких минаретов которого азан будет разноситься не только по округе, но и по всему Симферополю, до самых его окраин. Благодаря тщанию нынешних властей русские, несмотря на своё подавляющее большинство, будут гораздо чаще слышать чуждый призыв муэдзина, чем колокольный звон.
Буквально через месяц выяснилось, что щедрость российского бюджета в отношении поддержки ислама не бывает излишней. Заместитель муфтия мусульман Крыма Айдер Сулейманович Исмаилов поделился радостной новостью: «Финансирование мечети ведётся за счёт благотворителей из России. Так как строительство мечети находится непосредственно под патронатом президента Российской Федерации, сомнений в том, что средства в полном объёме будут, у нас нет. На данный момент все средства аккумулированы — это более 3 млрд рублей. И согласно графику строительства они перечисляются».
А чуть позже заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Руслан Исмаилович Бальбек поделился новыми подробностями: «Соборная мечеть будет достроена в 2019 году, стоимость строительства — 3,5 млрд рублей. Все это за счёт наших благотворителей, бюджетных денег там нет. Есть четыре мецената — это люди разных национальностей и люди разных вероисповеданий. Это же уникально! Два человека — это мусульмане и двое христиан. Только в России есть такая практика. Не каждая страна в мире может похвастаться таким феноменом».
В самом деле, уникальный феномен олигархического государства, где всё народное достояние, созданное в диких условиях социалистического строительства, в одночасье было присвоено группой лиц, узурпировавших власть ценой раздела России и продолжающих унижать русский народ. Чиновники не просто занимаются привлечением средств, но распоряжаются «благотворительными суммами» заранее, будучи полностью уверены в их своевременном поступлении. Ничего не скажешь — уникальный феномен с яркими признаками коррупции, когда за выполнение государственных поручений олигархи получают бизнес-преференции, а, следовательно, вложенная в мечеть обходным путём сумма в 3,5 млрд рублей в действительности обходится государству гораздо дороже. Но для нынешнего правительства это вопросы, не требующие обсуждения. Деньги будут гарантировано предоставлены вне зависимости от того, сколько погибающих церквей и памятников русской истории, разрушенных святынь и объектов национального значения останутся без финансирования.
Мир и согласие, о которых говорит глава республики, не могут крепнуть, когда государство нарушает основополагающие принципы (общественный договор), на которых оно зиждется, когда вопреки декларируемой светскости и равенстве религий на широкую руку спонсируется мусульманство, а православие не получает практически ничего, хотя должно при равном-то отношении пользоваться на полуострове 7-кратно более сильной поддержкой. Если бы Крым по горькому стечению обстоятельств попал в состав Турции, то не такую же религиозную политику проводило бы это мусульманское государство? Но, вернувшись в состав России, как не задаться вопросом: какую войну мы проиграли, где бесславно пали сыны русского народа, как получилось, что православная вера оказалась унижена перед магометанским меньшинством?
Строительство мечети не имеет к процессу реабилитации крымско-татарского народа никакого отношения. Как не связаны с депортацией татар закрытие и снос храмов, мечетей и синагог. Религиозный вопрос в СССР был полностью решён к 1939 году: в Крыму оставался лишь один действующий православный храм, и тот обновленческий, то есть ведомственный. Так почему же преодоление последствий религиозного варварства большевиков проводится в Крыму только в отношении иноверцев? Более того, из общения с татарами видно, что подавляющее их большинство являются атеистами (в доказательство можно привести число подписчиков и их мизерную активность на страницах ДУМК в Одноклассниках, ВКонтакте и Facebook), а среди верующих татар заметную долю составляют православные. Так по какому праву российские власти навязывают крымским татарам магометанство? А вместе с ними и русским, которым в Крыму придётся жить отнюдь не в окружении родных храмов. Так выглядит светское многонациональное государство, которое нам предложили вместо сломленной православной России? Почему-то оно больше походит на шариатскую республику.
Противозаконная неравноправная поддержка мусульманства, направленная на подавление русского православия, объясняется очередным «хитрым планом», который шёпотом цитируют как простые люди, так и чиновники ранга федеральных министерств: мол, это вынужденная жертва для контроля над исламом — нужно строить мечети, тогда исламские лидеры будут более дружелюбны и сговорчивы и пойдут на уступки. То есть даже сейчас, находясь в меньшинстве они якобы создают угрозу настолько сильную, что следует лишить поддержки православие в пользу совершенно безумного вложения в ислам. А что же в таком случае произойдёт завтра, когда их ряды, благодаря содействию государства, значительно пополнятся, а позиции окрепнут? Кажется, всё это уже проходили в деле национального строительства «братских народов» — опыт расчленения России оказался успешным и признан достойным повторения?
Каждая построенная мечеть будет оказывать прозелитическое действие годами и столетиями, но вот проповедуемое направление ислама в ней может измениться в одночасье, как это произошло на Северном Кавказе, где под националистическую риторику атеисты мгновенно обратились к исламскому фундаментализму, а переход от «традиционного ислама» окажется ещё более простым. Безусловно для противостояния радикальному магометанству необходимо контролировать исламских лидеров, но не методом лживого подкупа, а путём закона и особого наблюдения.
Ярким примером может служить сделанное 2 апреля 2018 года заявление Духовного управления мусульман России и Совета муфтиев России против инициативы Межрелигиозного совета России о законодательном запрещении ваххабизма — радикального мусульманского вероучения. Эти организации предлагают вместо запретительных мер оказывать более широкую поддержку традиционному исламу, то есть по сути ваххабизм для них является эффективным инструментом давления на российское общество, и отказываться от него они не желают. Профессор-исламовед Роман Силантьев оценивает современное количество сторонников радикального ислама в России в 700 тысяч человек. При этом, только по официальным данным, 3 тысяч русских мусульман уехало в ИГИЛ, а в действительности это число гораздо больше.
В Крыму тем временем под патронатом президента ведётся строительство соборной мечети и уже обеспечено 3,5 млрд рублей. Для сравнения, с присоединением полуострова к России у строящегося кафедрального Александро-Невского собора в Симферополе появились плакаты, что храм возрождается при поддержке президента России, а прежде там же были имена всех последних украинских президентов.
Замыслила храм Екатерина ІІ, проект разработан уже при Александре І, а освящение собора состоялось в 1829 году, затем на протяжении века он расширялся и благоустраивался. В 1922 году, власть советов отняла у православных их главный храм, а в ночь с 26 на 27 сентября 1930 года уже обезображенный собор взорвали. Подобная судьба постигла и сотни других православных святынь Крыма, которые кропотливо созидались на протяжении целого века.
К восстановлению собора Крымская епархия приступила в 2003 году на средства всех своих приходов (до выделения двух новых епархий в 2013 году): на каждый храм возложен дополнительный весьма ощутимый налог на строительство кафедрального собора, которое продолжается уже 15 лет. А государственная помощь оказывается ровно в том минимальном объёме, чтобы информационный плакат продолжал висеть. В начале 2014 года, то есть ещё в украинский период, строительные работы большей частью уже были завершены и подошла стадия отделочных работ в интерьере, и до сих пор храм остаётся неосвящённым — настолько основательной является поддержка В. В. Путина.
Тем временем председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Крыма Заур Русланович Смирнов в отчёте о выполненной и запланированной масштабной помощи крымским татарам не забыл упомянуть: «Мы также с нетерпением ждём окончания строительства Собора Александра Невского, будем всем миром праздновать начало его полного функционирования». Ну, что ж, когда православные построят, тогда и попразднуем, всем миром…
Примечательно и то, что власти помнят лишь об одном, уже выстроенном до начала их заботливого окормления, кафедральном храме Симферопольской и Крымской епархии. Тогда как на полуострове существует три отдельных кафедры, включая две новоучреждённые: Джанкойскую (в 2008 году) и Феодосийскую (в 2012 году). Первая располагает кафедральным храмом, в котором сразу после строительства произошло обрушение купола, а вторая и вовсе не имеет соответствующего нуждам кафедрального собора в Керчи. И пока в государстве не принят закон о восстановлении разрушенных большевиками церквей, задача их возрождения вполне законно лежит на самих верующих. Но мусульмане стоят особняком в этом процессе тяжёлого созидательного труда.
Российские власти серьёзно озабочены вопросом ускоренной исламизации крымских татар за общегосударственный счёт. В 2014 году русские в Крыму одержали национальную победу, которая согласовывалась с текущими интересами и положением правящих кругов федерации, и теперь эта победа будет отнята, а интересы власти соблюдены. Разница с Донбассом лишь в путях реализации одной и той же задачи.
После избрания вице-премьера Крыма Р. И. Бальбека депутатом Государственной Думы, курирование межнациональных отношений, как одного из самых приоритетных направлений, принял на себя глава республики С. В. Аксёнов. И сразу напомнил: «И все, кто на этом поле собирается паразитировать, будут иметь очень агрессивного оппонента в моём лице». Вместе с тем Сергей Валерьевич распорядился: «По строительству мечети …нужно обеспечивать качественное проведение работ подрядчиками и возведение этого знакового для всего Крыма объекта в срок» — и добавил: «В рамках Межконфессионального совета „Мир — дар Божий“ проходят регулярные мероприятия, связанные с приездом на культовые сооружения представителей других конфессий. Эту практику надо продолжать». То есть русским митрополитам полагается присутствовать на открытии культовых зданий еретических вероучений и приветствовать это. Не это ли премьер-министр подразумевал, когда говорил о паразитировании на межконфессиональных отношениях?
Нарушая Конституцию и естественный конфессиональный баланс на полуострове, власти с такой навязчивостью говорят о религиозном и межэтническом мире, как типичный насильник пытается убедить суд, что всё произошло по обоюдному согласию с жертвой.
Даже в период ордынского подданства, когда Русь потеряла суверенитет и была вынуждена платить порой непосильную дань, в стране созидалась русская православная культура, имевшая влияние в самом Сарае и ставшая той опорой и связующим звеном, на котором устояла и возродилась Россия. Сегодня же русских без всякого к тому повода не просто обязали давать «подарки» национальным республикам и автономиям, но и созидать на опустошённом святом месте оплот иноверческой культуры. Не стоит обманываться — так погибают народы.
Масштабное строительство мечетей
Хотя массовое непропорционально широкое строительство мечетей происходило и в украинский период, вызывая напряжённость в межэтнических отношениях, мечети того периода ярко свидетельствовали об экономии средств. Сегодня же при целенаправленной поддержке со стороны якобы русского правительства Крым наполняется знаковыми архитектурно богатыми зданиями исламского культа, впрочем, не забывают власти оказывать помощь и множеству мелких общин.
В августе 2016 года Руслан Исмаилович Бальбек подытожил результаты двухлетней работы российской власти: «Главным событием, которого крымские мусульмане ждали долгие годы, стало строительство Соборной мечети Крыма, которая уже в скором времени станет украшением полуострова и лицом крымского ислама. К тому же, за несколько лет на территории полуострова появилось 150 новых мечетей. Если в украинский период мусульманских храмов в Крыму было 330, то сейчас — 480». Следует понимать, что речь идёт о культовых зданиях, соответствующих критериям полноценной мечети. Из вышеприведённой статистики было видно, что таковых зданий к началу 2014 года числилось 325, а ещё 667 считались приспособленными помещениями. Путём строительства новых мечетей и капитальной перестройки существующих молитвенных зданий первая цифра увеличилась почти в полтора раза.
Муфтият Крыма сообщает: «Мусульмане Феодосийского региона надеются на помощь неравнодушных в восстановлении средневекового мусульманского храма — исторической мечети „Муфти-Джами“. Мечеть, построенная в 1623 году, является единственным средневековым мусульманским культовым сооружением, сохранившемся в городе от периода турецкого владычества». Не стоит сомневаться, что такая помощь придёт в скором времени. Но вот насколько эта мечеть нужна самим мусульманам? — «Как рассказали посетители, рядом с мечетью и даже в её дворике разбросан мусор, валяются жестяные банки, строительный мусор, условия для совершения омовения ужасные, а туалет и вовсе не работает, внутри мечети — пыль, паутина. По словам одного из посетителей, такое состояние вокруг и внутри мечети продолжается уже несколько лет».
Уже ведётся реставрация мечети хана Узбека в Старом Крыму с медресе Инджибек-хатун. Причём бывший вице-премьер Руслан Бальбек отметил: «Основная задача сегодня — сохранить данный культурный памятник, сделать всё, чтобы об этом памятнике узнало как можно больше жителей Российской Федерации. Все наши начинания как раз связаны с тем, чтобы достойно отметить 700-летие», добавив, что финансовых проблем нет. А откуда они могут взяться, когда многочисленные православные памятники полуострова не нуждаются в государственной поддержке и все средства могут быть направлены на сохранение исламского наследия? Предполагается благоустроить и площадь, придав ей стиль османского периода.
На реставрацию 16 зданий комплекса Ханского дворца в Бахчисарае направлено 1,6 млрд рублей, уже приступили к работам по главному корпусу дворца и ханской мечети, в которой среди прочего будет воссоздан интерьер и переложен минарет.
При этом судьба древнейшего действующего христианского храма России в Керчи и множества средневековых и античных христианских памятников, сохранившихся в той или иной степени, совершенно не беспокоит Государственный комитет по охране культурного наследия Крыма — не для этого он существует.
И ладно бы средневековые мечети — как бы там ни было, это памятники, и они должны быть сохранены. Куда больше удивляет фанатичная забота чиновников о числе и великолепии мечетей нынешнего дня.
Но зачастую статус памятника старины становится лишь поводом для получения дотаций под новое строительство. Так, курултай 2018 года постановил забрать из министерского ведения комплекс старинного медресе Зынджырлы 1500 года под Бахчисараем для открытия там исламского института по подготовке богословов и теологов. Конечно, это будет новый роскошный центр, соответствующий званию «старейшего высшего учебного заведения Восточной Европы». И, безусловно, реализация этой задачи будет осуществляться за государственный счёт.
В российском Крыму исламские новостройки появляются повсюду: где-бы не довелось побывать, оказывается, что существовавшая в каком-нибудь убогом помещении мечеть реконструируется, обзаводится минаретом или рядом возводится новое огромное здание традиционного восточного стиля. Причём местные русские жители, сетуя на дискомфорт, которые создают устанавливаемое теперь на минареты мощное аудиооборудование, 5 раз в день призывающее окружающих к намазу, успокаивают себя традиционной басней, что это утопающий в роскоши Рамзан Кадыров подарил местным татарам новую богатую мечеть.
Прежде при Украине, несмотря на активную помощь крымским татарам от государства и иностранных фондов, на полуострове преимущественно возводились примитивные одно- или двухэтажные прямоугольные строения. Совсем другой уровень архитектуры, а соответственно и затрат, появился после возвращения Крыма в состав России.
Например, 11 сентября 2016 года в Симферополе по улице Клары Цеткин 34 открылся новосооружённый мусульманский комплекс с мечетью «Сеит-Сеттар», медресе, корпусом для проживания студентов и административным зданием. Несмотря на старание организаторов преподнести новостройку как реставрацию или обновление, на деле, всё возведено на пустом месте, за исключением одного полностью перестроенного двухэтажного здания.
«Реконструкция, решение о начале которой было принято еще 2006 году, началась лишь в 2014-м. После воссоединения Крыма с Россией для этого была в кратчайшие сроки подготовлена необходимая градостроительная документация и проект здания. По сути от старой мечети в нем осталась лишь часть исторического фундамента», — сообщила «Российская газета».
После чтения Корана муфтий Крыма Эмирали Сеитибраимович Аблаев подчеркнул: «Это бесценный вклад в дело Ислама, мы восстановили комплекс и дали ему новую жизнь». Выполняя поручение главы республики, в торжестве открытия исламского центра принял участие и митрополит Лазарь, подавший пример экуменистической молитвы и проповеди:
«Мечеть для мусульман — это дом молитвы. А именно молитва — это то, что объединяет крымчан. Да, мы разные, и религии у наших народов тоже разные, и мы молимся каждый в своём храме. Но нет такой молитвы, которая бы разъединяла людей, призывала к насилию, потому что молитва — это всегда созидание. Так пусть же наши народы молятся о любви и мире на нашей древней богоспасаемой крымской земле. Ещё раз всех вас поздравляю с этим историческим событием для мусульман Крыма. Уверен, что новый молитвенный комплекс станет центром духовного сплочения всех тех, кто чтит и развивает культурные традиции крымско-татарского народа».
Обратился с поздравлением к братьям-мусульманам и священник Армянской апостольской церкви Хачатур Геворкян. Похоже, речи им писал один и тот же уполномоченный по делам религий. Заместитель председателя Государственного Совета Крыма Ремзи Ильясович Ильясов в свою очередь отметил: «Руководство Республики самым прямым образом содействует решению проблем мусульман. И, несмотря на то, что с экранов определённых телеканалов, радио и других СМИ льётся грязь, клевета и пытаются зародить в Крыму страх, мы идём вперёд — у нас всё получается. У нас все мечети открыты, люди могут в любое время прийти отпускать свои религиозные надобности… И этот комплекс „Сеит-Сеттар Джами“ является подтверждением той политики, которая на практике осуществляется Республикой Крым».
Новые купольные мечети также воздвигнуты в Белогорске, Красноперекопске, с. Левадки.
Не забывают власти и Севастополь с его обширными окраинами. Стало известно, что Байдарской долине не достаёт двух новых мечетей. На проходящем в Севастополе круглом столе «Презентация исламского бизнеса» председатель регионального объединения крымских татар пригласил Марата Вазыховича Кабаева, отца Алины Кабаевой и с октября 2016 года председателя Ассоциации исламского бизнеса, на торжество закладки мечетей, отметив при этом заслуги российского государства: «Впервые за 20 лет при помощи правительства мы заканчиваем этот процесс. Я думаю, что в первых числах сентября мы уже полностью закончим проектную документацию на строительство двух культовых зданий, мечетей, получим разрешение, и это будет таким большим началом». Он также предложил развивать в Крыму, конечно, не без поддержки бюджета, туристические услуги по стандартам халяль.
Мария Владимировна Захарова, представляющая МИД России, довольно откровенно сказала во время последнего визита в Крым, что государство осуществляет целенаправленную поддержку неправославных конфессий на полуострове: «Те указы, которые были подписаны, тот пакет законов, который был принят по поддержке различных национальностей и конфессий, он начинает работать. Какое количество было мечетей на территории Крыма, которые не были никаким образом узаконены, когда Крым находился в составе Украины, и как сейчас этот вопрос скрупулёзно, детально решается в правовом поле. Это очень важный показатель. Это, конечно, развитие национальных языков, культур, в которых религия занимает огромное значение. Это тоже очень большой фактор. Это, конечно, финансирование этой сферы. Без финансирования в наши дни не так просто решать вопросы, но это финансирование, которое также выделяется. Поэтому есть и решения, и самое главное, что они начинают воплощаться в жизнь».
Здания религиозного назначения, будь то храмы, мечети, костёлы или синагоги — строения особого характера, они строятся на века, вбирают в себя историю многих людей, будучи связанными с их духовной жизнью и душевными переживаниями, прекратить их историю крайне сложно. Даже уничтоженный храм заставляет помнить о себе гораздо ярче чем любое другое здание. А потому проблема исламизации Крыма выходит далеко за рамки непропорционального распределения средств и нарушения конституционного принципа светскости государства и религиозного равенства (это если говорить нынешним языком, в традиционном же понимании — это предательство по отношению к русской нации и подрыв основ русского государства).
Выровнять религиозный перекос, устранить опасность исламизации населения в нормальных условиях возможно только созданием благоприятных условий для строительства храмов числом и масштабом, соответствующим национальным пропорциям региона. Однако уже сегодня после широкой поддержки магометан со стороны русофобской Украины в прежние годы, а ныне — в разы более интенсивной со стороны правительства Российской Федерации и отсутствии сколь-нибудь адекватной поддержки православия на полуострове, задача становится нереализуемой.
Хадж в Мекку
Помимо финансирования телеканала, радиостанций (работники которых, кажется, отбираются по национальному признаку), печатных изданий, выпуска книг, учебников на крымско-татарском языке, проведения национальных культурных мероприятий, поддержки общественных организаций и прочего, наши власти сочли возможным финансировать религиозное паломничество мусульман в Саудовскую Аравию.
Так, прежний вице-премьер Крыма и нынешний заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Руслан Исмаилович Бальбек не без удовлетворения рассказал, что при Украине максимальное количество людей, которые могли отправиться к святым местам, не превышало 80–90 человек. В 2014 году совершить хадж смогли 150 мусульман из Крыма, в 2015 году — 322. При этом, цена туров сокращена вдвое. Кроме того, самолёт вылетает из Симферополя, а не Киева или Москвы, обеспечен трансферт между гостиницей и местами паломничества. Предоставляются гостиницы другого уровня, а не так, как это было раньше — на окраине, без питания.
Сообщается, что власти региона готовы оказать финансовую помощь крымским паломникам и делается всё необходимое, чтобы в хадж отправилось ещё больше людей. «Это нас радует, и все мусульмане радуются. Можно сказать, весь Крым радуется, потому что мы единая семья», — сказал в благодарность главе крымского правительства муфтий мусульман Крыма Эмирали Сеитибраимович Аблаев, видимо, уже представляя всех жителей полуострова своими единоверцами, радующимися расцвету магометанства. Примечательно, что Совет муфтиев России наградил С. В. Аксёнова медалью «За духовное единение» — именно так в России называется поддержка мусульманства в ущерб православной вере.
В 2016 году в 3-месячный хадж отправились 360 крымских татар, но у властей есть желание довести эту цифру до 600. Цены колеблются от $1800 до $2800 и более в зависимости от выбранного паломником тура. Государство покрывает транспортные расходы, начиная с авиаперелётов и заканчивая переездами между гостиницей и местами паломничества. Компенсации выделяются из федерального и республиканского бюджетов, наполняемого большей частью, конечно, средствами русских. Кроме того, предоставлено 34 полностью льготных места. В целом, благодаря деятельному участию властей стоимость туров удалось снизить почти вдвое.
Так почему в нашей стране мусульмане являются привилегированными гражданами? На сайте Совета муфтиев России аргументируется историческая преемственность политики нынешних властей с их идейными предшественниками: «Большевики, взяв власть в 1917 году, смогли её удержать во многом благодаря гибкой политике в области государственно-исламских отношений. В ноябре 1917 года был учреждён Комиссариат по делам мусульман. В июне 1918 года создаются особые мусульманские комиссариаты в русских губерниях и в Средней Азии. Большевики приняли активное участие в организации съездов мусульман. Нередко в пропаганде большевиков проводился тезис о совместимости и взаимодополняемости шариата и коммунизма. В декабре 1917 года Совет Народных Комиссаров принял решение о передаче мусульманам Корана Османа. Более того, выделялись государственные средства на содержание исламских сооружений. Умме были возвращены и некоторые историко-религиозные памятники, например, Караван-сарай в Оренбурге, башня Сююмбике в Казани и т. д. В 1926 году на заседании Политбюро Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) И. В. Сталин поднял проблему организации поездки советских мусульман в хадж. В итоге он был организован настолько хорошо, что на следующий год руководители ряда зарубежных государств попросили советских лидеров помочь им в организации поездки в хадж своих граждан»[i]. В утверждении, что тоталитарному государству удалось устоять едва ли не благодаря уступкам и особой поддержке ислама, усматривается некий шантаж, адресованный нынешним властям.
Сердечная и преданная дружба с мусульманами всего мира проявилась сразу после захвата большевиками власти:
«…Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России! Отныне ваши веровании и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и её органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Поддерживайте же эту революцию и её полномочное правительство!
Мусульмане Востока, персы и турки, арабы и индусы, все те, головами и имуществом которых, свободой и родиной которых сотни лет торговали алчные хищники Европы, все те, страны которых хотят поделить начавшие войну грабители! Мы заявляем, что тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтверждённые свергнутым Керенским — ныне порваны и уничтожены. Республика Российская и её правительство, Совет народных комиссаров, против захвата чужих земель: Константинополь должен остаться в руках мусульман.
Мы заявляем, что договор о разделе Персии порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, войска будут выведены из Персии и персам будет обеспечено право свободного определения своей судьбы. Мы заявляем, что договор о разделе Турции и отнятии у неё Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу…», — из обращения народного комиссара по национальным делам Джугашвили-Сталина и председателя Совета народных комиссаров Ульянова-Ленина.
Вот и нынешние российские чиновники считают совершенно нормальным устанавливать межконфессиональную дружбу с нехристианскими вероисповеданиями на средства бюджета, финансируя паломнические поездки магометан и совершенно игнорируя подобные нужды остальных 90 % населения: православным — в Иерусалим, а атеистам — в любой культурно-туристический тур. Всего в 2015 году на хадже в Мекке побывало 15 528 паломников из России, а в 2016 году — ещё больше. В 2018 году была достигнута договорённость с Саудовской Аравией об увеличении квоты для Российской Федерации, которая прежде составляла 20 500 человек.
В этой связи хотелось бы напомнить, что в нашем государстве есть такой маловажный для чиновников документ, как Конституция, в которой утверждается: в пункте 2 статьи 14 — «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Ей вторит и Конституция Крыма: пункт 2 статьи 9 — «Республика Крым — светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Даже если забыть, что мы живём в России, построенной русскими и Православной Церковью, все конфессии по действующему закону должны пользоваться пропорциональной финансовой и организационной поддержкой властей светского государства или не пользоваться ей вовсе. Либо в хадж мусульмане должны отправляться исключительно за свой счёт, либо ежегодно должно совершаться льготное паломничество в Святую Землю 150 тысяч православных, что в принципе нереально.
Но что говорить, если российские власти считают нормальным демонстративно вручить гражданину Турции в качестве поощрения за проигрыш машину и квартиру на средства российского бюджета или всем не допущенным к соревнованиям чеченцам-атлетам — по джипу Mercedes. Русские не пользуются той же беспредельной благосклонностью даже в Российской Федерации, ну а проживающие за пределами государства, судя по заявлениям чиновников, и вовсе не считаются русскими — в лучшем случае «русскоговорящими».
Яркой иллюстрацией крутого перекоса в развитии спортивных дисциплин может служить куреш, турнир по которому прошёл в Крыму в 2017 году. Участники региональных и общероссийских соревнований по популярным видам борьбы вроде греко-римской, вольной, самбо или дзюдо давно привыкли, что вознаграждением выступает титул, металлический кубок или медаль. При этом и проезд, и проживание оплачивают, как правило, сами спортсмены, даже если речь идёт о детях. Но совсем иное отношение к национальному крымско-татарскому виду спорта.
Победителями чемпионата, как ни странно, оказались сплошь татары Гурам Курткоев, Эюп Кургадэ, Изет Кадыров, Марлен Сейтумеров, Илимдар Саидов, уехавшие на новых машинах Hyundai Solaris и Lada Priora, а также с денежными призами от 200 тысяч до 50 тысяч рублей. А самбист с неправильным именем Алексей Котов проиграл и указал на недостатки судейства. При этом депутат Государственной Думы Руслан Бальбек пообещал сделать эти соревнования ежегодными и даже со временем разрешить участвовать в них жителям остальной России. Однако, по его словам, должно соблюдаться условие, что все автомобили и денежные призы останутся в Крыму — что ж, всё в руках судейства.
В сфере футбола тоже происходят необходимые изменения: учреждён первый крымско-татарский футбольный клуб «Кызылташ», призванный стать национальным, то есть с минимальным или полным отсутствием игроков других национальностей. Всеми необходимыми средствами клуб обеспечен — дело за организаторскими усилиями. Только непонятно, как это соотносится с основными законами?
По национально-религиозному составу Россия — государство прежде всего русское и православное, по закону — многонациональное и светское, а по факту наибольшей поддержкой пользуются нерусские народы и мусульманство. В финансировании хаджа участвует Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, учреждённый властями, чтобы осуществлять финансовое посредничество между государством и исламскими организациями.
Через него финансируются очень многие направления: от строительства мечетей до содержания средних и высших мусульманских учебных заведений. Касательно последнего в докладе кандидата философских наук В. П. Войтенко говорится: «Выход один — построить и обеспечить жизнеспособное функционирование традиционного для России исламского религиозного образования. К сожалению, запущенная государством программа по его созданию, несмотря на масштабное финансирование в обход конституционного принципа светскости Российской Федерации, на Северном Кавказе провалилась по вине бывшего Полпреда СКФО Александра Хлопонина».
Это упущение, конечно, будет исправлено, а мусульманские вузы (не только через фонд, но и прямо за счёт федерального бюджета) откроются и на Кавказе, как и в других регионах России — в обход конституционного принципа. В конце концов, не такой это и важный закон — Конституция… Как вспоминал Иосиф Исаевич Ходорковский, бывший в 1919–1920 годах председателем Казанского губернского исполнительного комитета: «Обращаясь к продовольственному вопросу, Владимир Ильич довольно определённо высказался в том смысле, что было бы целесообразно установить ряд льгот при взимании продразвёрстки для крестьян-татар. На наши указания, что нельзя давать льгот крестьянам-татарам, не давая их и русским крестьянам, Владимир Ильич ответил, что он видит эти затруднения, но надо найти подходящую форму и всё-таки эти льготы дать надо, чтобы татарское крестьянство почувствовало реально (пусть и в недостаточной степени) образование Татарской республики». В самом деле, все льготы и преимущества, которыми пользуется нерусское население России, всегда остаются недостаточными… И чиновников не заботит то обстоятельство, что русские в своей же стране, порой, ощущают себя, как в чужом государстве.
«Хыдырлез» — главный праздник Крыма
Ещё одним важным мерилом неравноправного отношения властей к татарам и русским, мусульманам и православным Крыма выступает «Хыдырлез», который именуют Всекрымским крымско-татарским национальным праздником. Государство выделяет значительные средства на организацию торжества, ярмарки, угощения, концерты и выступления, а также бесплатный проезд для десятков тысяч людей, причём их свозят в планово-организованном порядке. И не только крымских татар, но и русских, хотя на этом национально-религиозном празднике нет ничего ни русского, ни православного.
«Сердце радуется, что крымчане всех национальностей приехали на этот праздник, чтобы лучше узнать культуру крымско-татарского народа», — заявил глава правительства Крыма С. В. Аксёнов. Ему вторит председатель парламента В. А. Константинов, переиначивая события Русской весны: «Ровно год назад крымчане, независимо от национальной принадлежности, объединились ради спасения республики от того безумства, которое происходило в Украине, и нам это удалось. Сегодня нам вместе нужно строить мирный Крым, и уверен — у нашего общего крымского праздника впереди хорошее будущее».
Ну а муфтий Э. С. Аблаев обратился к уже привычной риторике шантажа: «И я возношу хвалу Всевышнему, что мы сегодня собрались не на поле сражения, а на этом благословенном празднике. Впервые за долгую историю празднования „Хыдырлеза“ в нём принимают участие представители всех национальностей Крыма, а также братских республик, входящих в состав Российской Федерации». Кстати, в государственные учреждения он ходит в религиозном облачении, а на заседаниях в Духовном управлении мусульман присутствует в более привычном ему светском костюме.
Тема количества участников нарочно политизируется с приданием окраски некоторого противостояния с Украиной, чем оправдывается всё возрастающий размах финансирования «Хыдырлеза». Группа крымских татар из-за границы, как и обещал М. А. Джемилёв, действует в общих интересах и выступает с заявлениями вроде сказанного Р. А. Чубаровым: «Реальное количество участников крымского мероприятия „Хыдырлез“, организованного назначенными Москвой властями аннексированного Россией Крыма, оказалось намного меньше заявленного…». И крымские чиновники не упускают возможность придать максимальный резонанс словам «опального» политика. Затем они делают многочисленные заявления, что в 2016 году мероприятие собрало уже более 50 тысяч человек, а в следующем будет ещё больше, рассчитывая, что распропагандированный народ одобрит эти действия, руководствуясь примитивнейшей формой патриотических чувств.
Финансируется этот праздник жизни в основном на бюджетные средства, но так как потраченная сумма неприлично высока, то используются и внебюджетные источники, которыми так ловко научились оперировать российские власти при гигантских дотациях национальным республикам, строительстве мечетей и исламских центров в России и которые сродни первым. А если кто-то не согласен с таким положением вещей, то вот ответ С. В. Аксёнова: «Любой, кто на межнациональной теме будет паразитировать, станет моим личным врагом». Согласитесь, не каждый готов стать личным врагом премьер-министра, особенно с его авантюрным прошлым в лихие 90-х годы.
А почему межнациональный мир и дружба не устанавливаются путём такого же добровольно-принудительного знакомства крымских татар с русской культурой и верой? Почему бы властям не финансировать с тем же размахом празднование Дня Крещения Руси 28 июля в Севастополе? Это бы продемонстрировало ответное дружественное отношение татар. Думается, российским властям такое может разве что присниться… в страшном сне, ведь подобные уступки допустимы только со стороны русских.
Если уж говорить о «Хыдырлезе» как об общем празднике для мусульман и православных, то именно таким он и был всего век назад. Историкам и культурологам известно, что под влиянием христианства этот мусульманский праздник стал связан с почитанием святого Георгия Победоносца и отмечался 6 мая, как в Турции, так на Балканах, Кавказе и других местностях. В Крыму он проходил почти по той же программе, только начинался крестным ходом и молебном, а потом уже присоединялись татары и проходили общие гуляния, ярмарка, конкурсы, скачки и прочее. Сегодня традиция этого праздника по-прежнему поддерживается православными русскими людьми, вдали от «Всекрымского „Хыдырлеза“» и без малейшей поддержки со стороны государства, у разрушенного властями монастыря.
В 2017 году день проведения татарского «Хыдырлеза» совпал с традиционным крестным ходом православных Керчи в Катерлезский монастырь 6 мая. Однако городская администрация отправилась праздновать встречу мусульманских пророков Хыдыра и Ильяса и пробовать самый большой чебурек, традиционно проигнорировав свой местный праздник, до революции считавшийся днём города. В каком-то необъяснимом порыве тянет администрации районов и городов на «Хыдырлез», где также в обязательном порядке присутствуют их палатки с выставками, угощениями и прочим.
Между тем, обсуждается вопрос учреждения в Крыму особого праздника — Дня межнационального согласия. И по мысли тех, кто руководит межнациональными отношениями в России, им должен стать день рождения крымско-татарского националиста Исмаила Мустафаевича Гаспринского. А как же иначе? Не Александра же Пушкина в конце концов, ведь это бы стало явным проявлением недоброжелательства и русского шовинизма.
Кстати, в Крыму уже введена награда имени мусульманина Исмаила Гаспринского. «Это новая награда, которая впервые будет присуждаться не только за значительный личный вклад лица в культурное и духовное развитие народов Республики Крым, но также за особые личные заслуги в укреплении межнационального и межконфессионального мира», — с радостью сообщил депутат Государственной Думы Р. И. Бальбек. Ну не нашлось в русском Крыму более достойного культурного деятеля — куда там Айвазовскому, Волошину, Грину, Коровину, Куинджи, Чехову и так далее. А, впрочем, выбор-то был ограничен лишь крымскими татарами, да притом не пророссийски настроенными, а, конечно, заражёнными идеями панисламизма.
Вот как охарактеризована деятельность Гаспринского в докладе П. Н. Врангелю руководителя Особого отдела штаба Главнокомандующего генерал-лейтенанта Евгения Константиновича Климовича:
«…Здесь [в Крыму] главным проводником идей панисламизма и национализма являлись татарские учителя, закончившие своё образование по преимуществу в турецких медресе, и молодые муллы, заражённые уже материалистическим учением, стремлением к реформированию не только существующего социального порядка, но и религиозного учения и пытавшиеся приспособить последнее для службы социальному перевороту.
Старшие муллы, заметив надвигающуюся со стороны своих коллег опасность и покушение на разрушение всего религиозного фундамента мусульманской жизни, будучи преданными идее русской великодержавности и стремясь сберечь свято хранимые ими религиозные устои магометанства, обращались за помощью к Российскому Имперскому правительству, но безрезультатно.
Одним из наиболее ярких представителей панисламистского движения этого периода в Крыму является бывший редактор единственной издававшейся татарской газеты в Крыму „Терджиман“ Смаил-Мурза Гаспринский. С началом революции 1917 года сторонники панисламизма усилили свою деятельность, пропагандируя необходимость предоставления мусульманскому населению России вообще и Крыма в частности права самоопределения…»[ii].
Заслуги И. М. Гаспринского особо отмечал и Крымско-татарский национальный совет, учреждённый в ноябре 1917 года, в своём обращении к Высокому германскому правительству. Этот в целом весьма занимательный для русской истории документ содержит и такие строки:
«Крымские татары, которые предчувствовали падение центральной власти, решили образовать национальное войско, чтобы иметь возможность осуществить свои политические намерения. В этих целях они неоднократно обращались с требованием к Временному Правительству русскому, чтобы добиться законного разрешения. Несмотря на несогласие Правительства, они образовали национальную военную организацию из солдат, которые должны были быть посланы на фронт, и 2000 человек пехоты с полком кавалерии поддерживали порядок в стране.
26 ноября 1917 года, т. е. тогда, когда даже Украина, принадлежащая к числу больших народностей, отколовшись от России, не могла создать своего парламента, крымские татары созвали при участии мужчин и женщин, коротко говоря, всего народа, избранный национальный совет и им удалось на основании решений, принятых этим последним в отношении обшей политики Крыма, составить татарский парламент и образовать татарское правительство.
…Далее, они желают через правительство, которое они сорганизуют, жить в братских отношениях с немецкими колонистами (которые сами высказали это желание в своей официальной декларации) и которые свыше сотни лет в такой же мере были порабощены и в равной мере заинтересованы в благополучии и управлении страной. Чтобы достигнуть этой святой цели, следует признать необходимым, чтобы нижеследующие основные положения политической жизни Крыма были осуществлены:
1) преобразование Крыма в независимое нейтральное Ханство, опираясь на германскую и турецкую политику;
2) достижение признания независимого Крымского ханства в Германии и её союзниками и в нейтральных странах до заключения всеобщего мира;
3) образование татарского правительства в Крыму, с целью совершенного освобождения Крыма от господства и политического влияния русских;
4) водворение татарских правительственных чиновников и офицеров, проживающих в Турции, Добрудже и Болгарии, обратно в Крым;
5) обеспечение образования татарского войска для сохранения порядка в стране;
6) право на возвращение в Крым проживающих в Добрудже и Турции крымских эмигрантов и их материальное обеспечение.
Турецко-мусульманский мир готовится к политическому союзу с Великой Германской Империей, своей спасительницей, приносятся в жертву сотни тысяч жизней и в дальнейшем готов принести жертвы ещё в большем масштабе, чтобы укрепить навсегда достигнутое могущественное положение. В то время, как Россия, его великий исторический враг, погибла, и дорога в Индию освобождена для Германии, поколеблены твердыни Англии, мусульманский мир находит силы твёрдой решимости у тех магометан, которые в Крыму и на Кавказе в течение столетий были лишены чести иметь право умереть за свои стремления и надежды…».
И хорошо, что выбор учредителей награды не пал на другого видного писателя крымско-татарского происхождения — Дженгиза Дагджи, участника Туркестанского легиона Восточно-Тюркского соединения СС, вечер памяти которого в 2017 году прошёл в Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского.
[i] Ахмадуллин В. Деятельность Советского государства и духовных управлений мусульман по организации паломничества (1944–1965 гг.): анализ исторического опыта и выводы для современности. — М., 2016.
[ii] Москва — Крым: Историко-публицистический альманах. Вып. 4 — М., 2002, с. 140–141.