Почему был арестован и предан суду именно командующий 4-й Армии Коробков, армия которого, хотя и понесла громадные потери, но всё же продолжала существовать и не теряла связи со штабом Западного фронта? К концу июня 1941 года был предназначен по разверстке для предания суду от Западного фронта один командарм, а налицо был только командарм 4-й армии. Командующие 3-й и 10-й армиями находились в эти дни неизвестно где и с ними связи не было. Это и определило судьбу Коробкова. В лице генерала Коробкова мы потеряли тогда хорошего командарма, который, я полагаю, стал бы впоследствии в шеренгу лучших командармов Красной армии. Генерала Коробкова реабилитировать следует в первую очередь.
Генерал-полковник Сандалов Л.М.
Родился Александр Андреевич в 1897 году в городе Петровске, ныне Саратовской области.
С 1915 года в царской армии. Обучался в школе прапорщиков в Оренбурге в 1916 году. Принимал участие в Первой мировой войне. На Юго-Западном фронте командовал взводом, а с 1918 года - в Красной армии. Участвовал в Гражданской войне, но к сожалению, подробной информации об этом нет.
Успешно окончил Военную академию им. Фрунзе в 1922 году. С 1924 года командует стрелковым полком, а с 1931 года - начальник штаба 95-й стрелковой дивизии.
Взлёт карьеры наступил у Александра Андреевича во второй половине 30-х годов. С 1936 года Коробков командует 100-й стрелковой дивизией, а с 1939 года - командует 16-м стрелковым корпусом.
В командование 4-й армии вступил в январе 1941 года.
Части 4-й армии генерала Коробкова весной 1941 года принимали участие в ряде военных учений разного уровня (от полкового до дивизионного).
Бывший начальник штаба Сандалов Л.М. вспоминал:
… в это время прибыл новый командующий 4-й армией генерал-майор А. А. Коробков. Его я знал давно. Это был очень деятельный командир, быстро продвигавшийся по служебной лестнице и оставивший позади многих своих сослуживцев. В 1938 году он командовал стрелковой дивизией, с дивизии «пошёл на корпус», а к весне 1941 года был назначен командующим 4-й армии.
Новый командарм педантично исполнял волю командующего округом по размещению войск. Своей точки зрения на этот предмет он либо не имел, либо тщательно скрывал её.
И вот началась Великая Отечественная война...
К моменту вторжения немецких войск 4-я армия генерала Коробкова располагалась в районе Бреста со штабом в г. Кобрин. В состав армии входили: 28-й стрелковый корпус, 14-й механизированный корпус, 49-я и 75-я стрелковые дивизии и части.
В первый день войны армия Александра Андреевича подверглась ударам 2-й танковой группы вермахта, командующей которой был генерал Гудериан, при поддержке общим наступлением 9-й армии вермахта.
Два немецких моторизированных корпуса окружили и уничтожили в течении нескольких часов части 4-й армии, располагавшейся в Бресте и военных городках вокруг.
Согласно "Директиве №3" 23 июня 4-я армия нанесла удар силами 14-го механизированного корпуса и 28-го стрелкового корпуса. Однако эти действия успеха не имели.
24 июня немецкие ударные части вышли к Пружанам и Ружанам, разворачивая удар на Слоним и Барановичи, а 4 армия прекратила своё существование как единая организованная единица — бой с противником теперь на разных направлениях вели разрозненные части, часто из разных подразделений. Штаб армии хотя и поддерживал связь с фронтом уже не мог организовать устойчивое сопротивление, как не мог организовать и планомерный отход и вывод техники.
Огромная масса войск, потерявших управление и командиров, откатывалась на восток по шоссе на Минск и Слуцк. Тем не менее штаб не прекратил своего существования и не растворился на мелкие группы в припятских лесах, стараясь при отходе, организовывать беспорядочно отступающие части.
Командованием фронта армии были подчинены 55-я и 155-я стрелковые дивизии, затем сводный отряд 47-го стрелкового корпуса, однако части эти вступали в бой разрозненно, поодиночке и потому не могли уже изменить общей катастрофической картины.
Чтобы избежать окружения войск, расположенных западнее частей и соединений (прежде всего 10-й и 3-й армиям), 25 июня командование фронтом отдало приказ об общем отходе за линию Слоним-Пинск на реку Щара.
Но кольцо в районе Барановичей замкнулось. 2-я танковая группа вермахта совершила прорыв к северу: 26 июня был занят Слуцк; 28 июня - Бобруйск и Минск.
Разрозненные части 4-й армии начали выходить из окружения в районе Днепра. Вместе с ними вышел и штаб во главе с командующим Коробковым.
2 июля 1941 года 4-я армия была передана в оперативное подчинение 21-й армии. 8-го июля генерал Коробков был отстранён от командования и арестован.
22 июля 1941 года Военной коллегией Верховного суда СССР он был признан виновным за "халатность" и "неисполнении своих обязанностей", лишён звания, наград и приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день.
31 июля 1957 года А. А. Коробков был посмертно реабилитирован (благодаря Сандалову) «за отсутствием состава преступления», восстановлен в воинском звании и правах на награды.
Героев должен знать каждый! Подписываемся на мой канал!ГЕНЕРАЛЫ.ПОЛКОВОДЦЫ