Согласно «Канону внутренней медицины» мы знаем:
«Все болезни скрыто присутствуют в самом состоянии Ци».
Поддерживая гармоничный баланс Инь и Ян, двух противоположных жизненных начал, проникающих все тело, и, пестуя тем самым свою кровь и жизненную энергию, можно отбросить болезни, продлить свои годы и обеспечить себе долгую и здоровую жизнь, свободную от старческого увядания. Так определяется благотворное воздействие Ци на жизненную энергию.
Упражнения данной традиции можно подразделить на «спокойные», состоящие обычно из осознанных дыхательных движениях для «выдоха застоявшегося и вдоха свежего», и «активные», заключающиеся в искусстве движений конечностей, как, например, вышеупомянутые «Игры пяти зверей». Эти упражнения, сочетающие движения тела с управлением мышлением, считаются важным средством, обеспечивающим свободную работу жизненной энергии и циркуляцию крови. Выполняя такие упражнения ежедневно, вы обеспечите себе крепкое здоровье. И в прошлом свое здоровье поддерживали, следуя этим методам, дошедшим до нас в медицинских текстах и даосских наставлениях.
Весьма вероятно, что истоки древних целительских искусств лежали в магических обрядах и шаманизме, а возможно и в зороастризме, воззрении философской школы иньянцзяо (阴阳教 yīnyángjiào) и во многих других, не сохранившихся сейчас.
Факт связи врачевания и шаманизма отмечен также конфуцианцами, и даже самим Конфуцием было сказано, что без настойчивости невозможно быть годным врачевателем:
子曰。南人有言曰。人而無恆、不可以作巫醫。』 善夫不恆其德、或承之羞。』 子曰。不占而已矣。
Учитель сказал: «У южан есть поговорка: «Человек, который не настойчив и непостоянен не может быть шаманом и лекарем». «Хорошо [сказано]. Если человек непостоянен в своей добродетели, то он обретет позор». Учитель сказал: «Даже и гадать не сможет».
(пер. Ильи Профатилова)
Его ученику Мэнцзы часто приписывают следующее высказывание: «Я искусен в пестовании моей всепроникающей энергии», – это вполне может относиться к практике определенной разновидности цигуна. Почему нет?..
Другая, переданная даосами, традиция содержится в «Каноне Желтого Двора» (黄庭经 huáng tíng jīng), древнем даосском труде, записанном не позднее Эпохи Троецарствия (三国 Sānguó 220 - 280 г.г.) и сохранившемся в наши дни.
Само название данного текста как бы уже содержит связь с практиками цигун, так как термин "хуантин" (黄 庭 huángtíng) с одной стороны обозначает место, где хранится энергия мыслительной сферы человека, но с другой - место сплавления Кань и Ли в даосской внутренней алхимии, а в самом трактате поясняют, что желтый - цвет центра, а двор - середина четырех сторон. Соответственно "желтый двор" надо понимать как объединение внешнего (небо, человек, земля, а также природные явления) и внутреннего (органы, жидкости, кости, мышцы и прочие составляющие человека).
Трактат состоит из 36 разделов и подразделяется на внутренний (黄庭内景玉经) и внешний ( 黄庭外景玉经) каноны. Первый рассматривает методы достижения бессмертия и связанной с этим работой внутренних органов, и основная идея заключается в заботе о своей ци, благодаря чему можно избежать болезней и жить вечно. В рамках канона тело человека подразделяется на три части - верхнюю, среднюю, нижнюю, с тремя "желтыми дворами" - даньтянями в мозгу, сердце и селезенке.
Но с точки зрения генезиса рассматриваемого метода, нам более интереснее второй раздел, в котором разбираются и объясняются практики сосредоточения и однонаправленной концентрации, механизмы дыхания и глотание слюны, важность сохранения (и преобразования) эссенции Цзин и другие подобные моменты. Там используют в том числе и практику дыхания низом живота, известную как «опускание ци в даньтянь (丹田 dāntián, область на три цуня ниже пупка)», как полную духовную свободу без желаний и стремлений.
В тексте есть следующие стихотворные строки:
«Усилив связки, укрепив кости,
Освободив движение крови,
Я буду молод вечно
И достигну чертогов бессмертных».
В соответствие с наставлениями даосов, способ достижения долголетия, опирающийся на прием пилюль и лекарств, называется «выплавлением внешнего эликсира» (外丹 wàidān), в то время как упражнения, являющиеся «очищением жизненной энергии» и внутренним способом достижения долголетия, часто называются «внутренним эликсиром» (内丹 nèidān).
Путь укрепления организма заключается в «выдохе застоявшегося и вдохе свежего» (吐纳 tǔnà), дыхании, опускающем воздух в низ живота, где расположено «поле эликсира», что помогает сохранить свою жизненную энергию и силу молодости, достигая состояния Сянь (仙 xiān) .
Безымянный китайский поэт второго века до нашей эры написал:
«Пытаясь обрести бессмертие с помощью {какой-либо специальной} еды,
Многие обманулись, принимая странные лекарства»,
указывая, что прием пилюль или порошков приносит вред и, что только физической тренировкой можно достичь долголетия.
Яркую картину древних упражнений представляет собой схема упражнений Дао-Инь (导引图 dǎoyǐn tú ), написанная по шелку во втором веке до нашей эры и обнаруженная в могиле №3 Династии Хань в Мавандуй (马王堆 mǎwángduī), Чанша, провинция Хунань.
Подводя итог этой части, можно сказать, что даосские мастера уже периода Династий Вей и Цзинь (魏晋 wèi-jìn, 220-420 гг.) осознали:
эликсиры и лекарства имеют свои недостатки, и только "преобразование связок"(мышц и сухожилий) и «очищение жизненной ци» действительно благотворно для здоровья.
Повлияли ли эти взгляды на генезис и теорию наших упражнений? Вполне вероятно. Мы стопроцентно не сможем никогда этого узнать. В любом случае эти упражнения до сих пор составляют важную грань китайского наследия в области оздоровительных и боевых искусств...
Продолжение следует.
Дм. Моисеев, СПб, 2018