"Кто видел Щербачёва как скромного, мягкого, уступчивого члена семьи, не мог его узнать в роли военачальника. Его прямолинейность и твердость не вязалась с его исключительными дипломатическими способностями."
Э.Г. Валь
Дмитрий Григорьевич родился в 1857 году в семье дворянина. Был искренне религиозным. Учился в 3-ем Александровском училище, откуда вскоре был переведён в Михайловское артиллерийское училище. Это училище служило как подготовительное заведение для Михайловской артиллерийской академии.
Закончил училище в 1876 году с получением чина подпоручика. По распределению попал в 3-ю конно-артиллерийскую батарею, оттуда был переведён в лейб-гваридии конно-артиллерийскую бригаду. Принимал участия в конных состязаниях, часто побеждал, отчего был знаменит в кругах Петербурга.
По окончании Николаевской академии Генерального штаба в 1884 году, Дмитрий Григорьевич выпустился по 1-му разряду и остался в Петроградском военном округе. В 1903 году - генерал-майор и командир лейб-гвардии Павловского полка.
Проявить генералу удалось себя во время первой революции в 1905 году: он подавил демонстрацию на Невском проспекте, бунт в Кронштадте и лейб-гвардии Сапёрном батальоне. Карьера Щербачёва стремительно пошла вверх. Верность царю в трудные моменты ценилась.
В 1906 году - начальник 1-й Финляндской стрелковой бригады. С 1907 года - начальник Николаевской академии Генштаба, благодаря чему подготовка молодых офицеров сильно улучшилась, были обновлены курсы подготовки. Производится в чин генерал-лейтенанта.
В 1912 году - командует 9-м армейским корпусом, с которым и встретил Первую мировую войну.
Корпус Щербачёва входил в состав 3-ей армии генерала Рузского Юго-Западного фронта. Корпус начал наступление против австро-венгерских войск.
Крупное сражение произошло на реке Золотая Липа. 3-я армия нанесла поражение врагу, и вынудила отступить его. Особо отличился 9-й корпус Щербачёва, который захватил в плен 400 человек и 6 орудий.
Генеральное сражение произошло на реке Гнилая липа, где 3-я армия Рузского окончательно разбила преследуемого неприятеля. Благодаря чему была открыта дорога на Львов. Однако командующий армией не решился захватить город, полагая что противник будет оборонять город.
Пока генерал Рузский мешкал с наступлением, Щербачёв 21 августа со своими войсками захватил город Львов. Позже он вспоминал:
В минуту получения моей телеграммы, дежурный офицер, разобрав ее, закричал «ура» и кинулся к генералу Драгомирову. По дороге был он встречен шедшим генералом Рузским, который прочтя телеграмму, сказал: «Не может быть, - генерал Щербачёв увлекся»; верно, взято какое-нибудь укрепление, и запретил сообщать телеграмму, кому бы то ни было и передавать ее в ставку. Но когда получена была вторая телеграмма, она была восторженно принята всем штабом и генерал Рузский телеграфировал Государю Императору, что Львов взят войсками 3-й армии, ничего не упоминая, однако, о 9 корпусе, которому принадлежала честь занятия Львова. Трудно описать подъем, бывший в частях корпуса, и как усилилась вера в меня и мое моральное влияние на войска, что очень облегчило мне достижение успеха в последующих боях у Равы-Русской, еще более тяжелых и упорных.
Взятие Львова - самое громкое событие того времени! Войска были в приподнятом настроение, их боевой дух был в разы выше, чем у противника!
24 августа началось известное Городокское сражение, где корпус Щербачёва ежедневно теснил врага! Было взято: 53 зарядных ящика, 19 патронных двуколок и до 1100 винтовок !
За бои под Львовом и у Равы-Русской Щербачёв был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.
Австрияки отступали окончательно. Войска 3-й армии обложили крепость Перемышль. Были тяжёлые бои, в которых корпус Щербачёва успешно сражался.
В первые месяцы войны генерал Щербачёв проявил свои полководческие данные командуя 9-м корпусов. За это был произведён в генералы от инфантерии и награждён Георгиевским оружием.
5 апреля 1915 года Щербачёв назначен командующим 11-й армией, в состав которой входило 2 корпуса. В это время Германия решила перебросить свои войска на восток, чтобы наконец добиться победы над Россией.
19 апреля противник прорвал Юго-Западный фронт и нанёс поражение 3-й армии, которая была вынуждена отступить.
После тяжелейших боёв маленькая 11-я армия (напомню, всего два корпуса!) была вынуждена отступить за Днестр, сдерживая наступление Южной германской армии генерала Лензингена. Взломать нашу оборону были - хоть и с потерями - отражены.
7 мая благодаря сильнейшей артиллерии германцы отбросили правый фланг Щербачёва. Они захотели обойти еще и левый фланг, однако контрнаступление спасло ситуацию, а в наших руках оказалось более 3 000 пленных.
На помощь 11-й армии были направлены части 3-й гвардейской пехотной дивизии и 6-й корпус генерала Гурко, которые помогли отбросить врага и захватить 13000 пленных. Именно в этот период Щербачёву приписывается фраза:
Не могу дольше держаться, а потому перехожу в наступление.
Австро-германцы решили перейти в наступление, чем кардинально изменили ситуацию. Армия Щербачёва нанесла быстрый удар, в ходе которого в плен попали 3000 человек и 30 орудий. Австрийцы после перегруппировки попробовали вновь пойти в наступление против 8-й армии.
Но на помощь подоспел Щербачёв со своими войсками, которые нанесли поражение генералу Лензингену и захватила в плен 35 000 человек!
Поразительно! Только вдуматься, всего за два месяца войны с августа по октябрь 1915 года армия Щербачёва захватила в плен 934 офицеров и 52 895 нижних чинов, 36 орудий и 149 пулеметов!!!
За эти заслуги Император Николай II лично наградил Щербачёва орденов Св. Георгия 3-й степени.
Осенью 1915 года Болгария выступила на стороне Германии. Командующим 7-й армией был назначен Щербачёв, начальником штаба взял к себе известного генерала Головина. Получился в итоге очень удачным тандем командующего и начальника штаба.
Разрабатывалась операция по высадке десанта против Болгарии. Однако Щербачёв убедился в её полной бесперспективности. Начальник штаба Ставки генерал Алексеев тоже склонялся к этой версии. Щербачёв прямо высказал государю своё мнение касательно данной операции, за прямоту царь высказал похвалу генералу. От операции пришлось отказаться. Щербачёв получил чин генерал-адъютанта.
В 1916 году русское командование решило провести общее наступление на Восточном фронте.
22 мая началась артиллерийская подготовка, а через два дня войска перешли в наступление. В ходе двухдневных боев была прорвана оборона противника, захвачены пленными 243 офицера, 8711 солдат, а сами австрийцы были отброшены за Стрыпу. Ко 2 июня армия продвинулась на 50 км. Только части двух корпусов захватили 414 офицеров, 17 тыс. солдат, а также 29 орудий!
В конце июля 7-я армия вновь нанесла поражение противнику, отбросила его за р. Золотую Липу и овладела Збаражем, взяв в плен более 8000 человек.
Известный историк Керсновский писал по этому поводу:
"3-й австро-венгерский армейский корпус, насчитывавший утром 18 августа в своих 15-й и 36-й пехотных дивизиях 19 000 штыков, к утру следующего дня имел только 1600, и дивизии его сведены были каждая в батальон."
Возможно, что сейчас бы мы знали генерала Щербачёва как героя....но наступила Февральская революция. В апреле 1917 г. Щербачёв был назначен помощником августейшего командующего армиями Румынского фронта, сосредоточив в своих руках фактически все управление.
Щербачёв разработал план наступления Румынского фронта в 1917 году, который должен был стать частью общего наступления союзников. Наступление началось 11 июля и уже грозило увенчаться успехом, когда на следующий день прибыла телеграмма он Керенского (военного министра) об остановке ввиду отступления армий Юго-западного фронта. Щербачёв начал перегруппировку к северу.
В это время разгромить его армии решили германцы, а именно прославленный фельдмаршал Маккензен. В районе Мэрэшешти завязалось тяжелейшее сражение, в котором удалось остановить противника.
Находясь в Румынии, Щербачёв сохранял определенную автономию от тех политических процессов, которые происходили в России. В начале сентября он вызвал к себе генерала П.Н. Врангеля, опасаясь, что его могут арестовать по делу Корнилова.
После Октябрьской революции Щербачёв, который желал воевать до победного конца и вхождение России в число держав-победителей, отказался подчиняться новой власти. От развала фронт был спасен в первую очередь наличием боеспособных румынских войск. Так, ему удалось добиться того, чтобы фронтовой комитет отказался признавать большевистскую власть.
Первые месяцы после Октябрьской революции Щербачёв старался лавировать, чтобы не допустить развала фронта. Он пытался договориться с самопровозглашенным Украинским народным правительством, затем приступил к формированию национальных частей, которые не оправдали возлагаемых надежд.
Однако немецкое наступление продолжалось, Румыния была поставлена на грань катастрофы. Щербачёв начал переговоры с германцами о сепаратном мире, тем самым спасая лицо румынского короля в глазах союзников. После этого он сдал командование.
В конце 1918 г. он вел переговоры с союзниками о помощи Добровольческой армии. Содействовал заключению союза между Добровольческой армией Деникина и Донской армией генерала Краснова.
Затем отбыл в Италию, где пытался формировать добровольческие части из русских пленных. По возвращении на Юг оказал влияние на Деникина, чтобы тот признал власть Колчака. Из-за разногласий с Врангелем в 1920 г. вышел в отставку.
В эмиграции Щербачёв поселился в Ницце. Румыны не забыли деятельность Щербачёва в годы Первой мировой, а потому назначили ему пожизненную пенсию. Скончался в 1932 г. Похоронен с воинскими почестями.
Героев должен знать каждый! Подписываемся на мой канал!ГЕНЕРАЛЫ.ПОЛКОВОДЦЫ