Найти в Дзене
АйТи блог

Властелин билетных автоматов

Оглавление

Традиционные каналы продажи билетов удобны, но не всем. Водитель не может продавать и пополнять карту “Тройка”, это задержало бы посадку и отправление. Киоски по продаже билетов работают лишь в дневное время, а Москва, как и любой мегаполис, никогда не спит: существуют несколько ночных автобусных маршрутов, проходящих по всей территории города.

В 2015 году решили развернуть в Москве сеть автоматов по продаже проездных билетов (АПБ). В 2016 году появились первые устройства, а сегодня их количество превышает 120 штук.

Всем по “Тройке”

В Московском Метрополитене подобные автоматы появились несколькими годами раньше, однако у них было существенное ограничение -  они были разработаны для работы в помещениях. АПБ для наземного транспорта находятся на улице возле остановок. Поэтому в отличие от тех, к которым мы привыкли в метро, они обладают защитными свойствами как климатическими, так и антивандальными.

-2

Еще одна ключевая особенность - удаленное управление. Если в метро пассажир всегда сможет обратиться за помощью к сотрудникам, то снаружи в нештатной ситуации ему придется взаимодействовать со службой поддержки дистанционно. АПБ работают в круглосуточном режиме, и их меню поддерживает всю билетную номенклатуру столичного транспорта. Можно не только записать новый билет на уже существующую карту “Тройка”, но и получить новую карту в автомате.

АПБ умеют выдавать и разовые бумажные билеты на одну-две поездки. Школьники и студенты с помощью АПБ могут записать на свои социальные карты льготные электронные проездные билеты.

Автоматы поддерживают несколько способов оплаты: наличными средствами, банковскими картами (контактными или бесконтактными), а также платежи с мобильного телефона с поддержкой NFC. В меню есть не только русскоязычная, но и англоязычная версия интерфейса.

Перевозчик-рекордсмен

Московский транспорт все популярнее у пассажиров. Если в 2010 году в столице на общественном транспорте москвичи совершили  2,4 миллиарда поездок, то в 2017 году - уже 3,9 миллиарда (на 63% больше). Все это благодаря улучшению качества обслуживания, сокращению интервалов движения, обновлению и увеличению транспортного парка.

Чтобы понять масштабы транспортной инфраструктуры города,напомним, что Московский метрополитен и МЦК в сутки перевозят 8,8 млн. пассажиров, наземный транспорт и коммерческие перевозчики лишь немногим меньше - 7,6 млн. человек, на пригородные электрички приходится 1,9 млн. пассажиров, а такси перевозит 700 тыс. человек в сутки. В целом же, суточный  пассажиропоток столицы составляет 19 млн. человек. 
Чтобы понять масштабы транспортной инфраструктуры города,напомним, что Московский метрополитен и МЦК в сутки перевозят 8,8 млн. пассажиров, наземный транспорт и коммерческие перевозчики лишь немногим меньше - 7,6 млн. человек, на пригородные электрички приходится 1,9 млн. пассажиров, а такси перевозит 700 тыс. человек в сутки. В целом же, суточный  пассажиропоток столицы составляет 19 млн. человек. 

ГУП “Мосгортранс” - ведущий перевозчик Москвы, крупнейший  в мире оператор наземного транспорта среди работающих в крупных городах. Ежедневно выпускает на маршруты около 7 тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев, которые каждый будний день перевозят 5,5 млн. пассажиров (больше чем население, например, Норвегии).

-4

Разумеется, “Мосгортранс” самый крупный, но не единственный. В Москве, помимо него, работают еще семь коммерческих перевозчиков, каждый из которых работает по установленным городом правилам и нормам качества.

Многоканальная продажа

Продажу билетов и сбор доходов для такой огромной транспортной инфраструктуры никак не назовешь простой задачей. Служба доходов и контроля ГУП “Мосгортранс” реализует билеты по нескольким каналам (водители, киоски на остановках). Любая сторонняя организация, которая располагает собственной терминальной сетью, может подключиться к билетной информационной системе ГУП “Мосгортранс” и осуществлять запись электронного образа билета на физический носитель.

Основным носителем для билетов является универсальная карта “Тройка”, которой можно воспользоваться не только для проезда на городском транспорте, но и для посещения целого ряда культурных объектов столицы: Московского Зоопарка, Третьяковской галереи, Московского Планетария и других. 

На карту “Тройка” можно записать практически любую билетную номенклатуру, в том числе билеты “90 минут”, “Единые”, либо подключить приложение “Кошелек”, позволяющее использовать карту в рамках лимита записанных на ней денежных средств. Помимо “Тройки”, существуют социальные карты для учащихся и студентов, которые тоже могут использоваться в качестве носителя записи билетов. Наконец, нельзя забывать и о традиционных бумажных билетах, рассчитанных на небольшое число поездок, а также о набирающих популярность платежах с помощью мобильных устройств, оснащенных чипами NFC и поддерживающих платежную систему Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay.

Централизованный мониторинг

Для мониторинга и обслуживания сети АПБ Москва использует программно-аппаратный комплекс “ПСС.Платформа”, разработанный компанией “Передовые системы самообслуживания”. Данное решение собирает данные со всех узлов и комплектующих АПБ.

Индивидуальное представление объектов управления
Индивидуальное представление объектов управления

На каждом автомате установлено локальное ПО, которое получает информацию со всех датчиков и передает ее на центральный сервер системы. Техническую инкассацию автоматов обеспечивают специалисты службы доходов и контроля ГУП “Мосгортранс”. Они вводят в систему данные инкассаторов, отвечающих за конкретные АПБ. Оператор системы видит не только статус работы АПБ и информацию о возникающих ошибках в его работе, но и сколько бланков билетов осталось в каждом автомате, сколько купюр находится в диспенсерах и т.д.

Все это позволяет планировать инкассацию и пополнять автоматы новыми бланками, а также своевременно выявлять поломки и сбои в работе АПБ. Как только оператор получает информацию о том, что тому или иному АПБ необходима инкассация, он отправляет заявку в банк “ВТБ”, который формирует наряд для инкассаторской бригады.

Групповое представление объектов управления на карте
Групповое представление объектов управления на карте

Таким образом, на техническом уровне инкассацию обеспечивает ГУП “Мосгортранс”, а на организационном - банк “ВТБ”. Отдельное рабочее место в системе “ПСС.Платформа” закреплено за сервисным инженером, в данном случае это специалист компании BTE (входит в группу компаний Maykor), которая занимается техническим обслуживанием автоматов по продаже билетов и устранением нештатных ситуаций.   

Архитектура и интеграционные возможности

Решение “ПСС.Платформа” состоит из серверной и клиентской части. Серверная включает в себя набор функций для управления парком устройств и технической инкассации, функции по отчетности и управлению поставщиками услуг. Клиентская часть обеспечивает поддержку типовых сценариев продажи проездных документов и отвечает за взаимодействие с периферийными устройствами.

Что касается интеграции “ПСС.Платформа” со сторонними решениями, то здесь следует упомянуть Автоматизированную систему контроля проезда (АСКП), которую эксплуатирует ГУП “Мосгортранс”, причем каждый автомат связан с АСКП напрямую и получает из нее тарифное меню. Соответственно, клиентская часть интегрирована с карточной процессинговой системой банка “ВТБ”. 

Один из важных факторов качества работы каждого АПБ - доступность. Она рассчитывается по определенному алгоритму, который зафиксирован в SLA и реализован в самой системе.

Определение показателей доступности устройств за заданный период
Определение показателей доступности устройств за заданный период

Первые результаты и планы

Ежемесячный прирост числа операций и денежных средств в сети АПБ составляет 20-30%. Это говорит о том, что пассажиры столичного наземного транспорта “распробовали” новую технику и она пришлась им по вкусу. Ведь если бы билетные автоматы работали нестабильно или были непонятны, пользователи вряд ли возвращались бы к ним снова, ведь в Москве работают и другие каналы продажи проездных билетов. В планах заказчика и разработчиков внедрить систему учета носителей материальных ценностей, дополнительные меры по обеспечению отказоустойчивости автоматов и, возможно, реализовать функцию предиктивной аналитики.

С момента запуска сети АПБ в Москве прошло чуть меньше года, но уже можно говорить о первых результатах ее работы:
- Благодаря своевременному выявлению технических и организационных недочетов вырос качественный уровень сервиса по продаже проездных билетов.
- Оптимизация работы подрядчиков, обслуживающих сеть АПБ, позволила существенно снизить время их простоя.
- Анализ технических показателей отдельных АПБ и всего парка в целом положительно повлиял на качество управленческих решений.
- Наконец, были налажены бизнес-процессы по автоматизированному учету материальных ценностей, а также накоплению и хранению данных по продажам, сервисным операциям и работе оборудования.

“ПСС.Платформа” - универсальный инструмент для промышленного Интернета вещей

Несмотря на крупные проекты в транспортной отрасли (Московский Метрополитен и ГУП “Мосгортранс”), решение позиционируется разработчиками как универсальный инструмент для управления устройствами промышленного Интернета вещей (IoT).

Автоматы по продаже билетов - особо сложные технические устройства, состоящие из множества узлов и компонентов, изготовленных разными производителями. Все они требуют технического обслуживания и удаленного мониторинга по унифицированной схеме.

Групповое представление объектов управления в табличной форме
Групповое представление объектов управления в табличной форме

Билетные автоматы географически распределены на большой территории, и с каждым из них должна поддерживаться устойчивая и надежная связь. В качестве сетей связи может быть использован мобильный интернет 3G/4G, или Wi-Fi. Если автомат расположен в зоне, где затруднен прием сетей связи, можно использовать режим псевдо-онлайн, когда данные вручную записываются на флешку и перевозятся для дальнейшей обработки.

Данные о работе устройств не только собираются для хранения, но и анализируются в режиме реального времени. Эту возможность также поддерживает “ПСС.Платформа”. Любое решение для управления устройствами промышленного IoT должно быть открытым для интеграции со сторонними системами (MES, ERP, EAM, SCADA и другими). 

В составе “ПСС.Платформа” присутствуют универсальные интеграционные шлюзы, имеются API и SDK. Разработчики не ставят перед собой цель “изобретать велосипед” для каждой отдельно взятой функции, а используют лучшее из существующих на рынке промышленных решений. В частности, для реализации отчетности был задействован инструмент Microsoft Reporting Services. Итак, “ПСС.Платформа” - это универсальный инструмент для промышленного Интернета вещей, который можно адаптировать для заказчика, работающего в любой отрасли.

Дмитрий Шамонин
Операционный директор ПСС

Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!