Клавдию не везло с женами. Император женился четыре раза, обычно на сильных женщинах, полностью подчинявших его волю. Мессалина была бесстыдной даже по меркам Древнего Рима. Она росла при дворе Калигулы, а в 18 ее выдали замуж за Клавдия, двоюродного дядю, который был старше нее почти на 30 лет.
Древние историки подробно описали неуемные аппетиты Мессалины и ее любовные приключения. Пожилой супруг не обращал внимания на проделки жены. После убийства Калигулы Клавдий нежданно стал императором, и ситуация изменилась.
Внезапный император
Если бы не полная неадекватность Калигулы, Клавдий спокойно изучал бы риторику, читал исторические сочинения и наслаждался беседами с выдающимися мыслителями. Его не готовили к роли правителя, но он оказался славным и справедливым императором — реабилитировал всех обиженных Калигулой, упрочил славу империи военными завоеваниями.
Мессалина наслаждалась всеми возможными почестями и властью, доступными супруге императора. Родив в браке двоих детей, сообразительная девушка подумывала, как бы захватить власть в случае смерти мужа (учитывая разницу в возрасте) или ускорить его гибель. Поначалу она устраняла неугодных, делила постель с красивыми мужчинами и досаждала их женам. Затем начала склонять знать на свою сторону.
Любовника на трон
В 48 году она увлеклась красавцем Гаем Силием. Прекрасный любовник вначале был не рад ее вниманию, но, подумав, решил извлечь из ситуации пользу. Новая страсть поглотила Мессалину. Она вынуждала Силия отсылать из дома жену, а сама приезжала на свидания показательно, с пышным кортежем. Во время праздника Вакханалии, приуроченного к сбору винограда, Силий восседал на возвышении, увенчанный венками из плюща, а Мессалина танцевала во главе хоровода обнаженных вакханок.
Многие аристократы симпатизировали ей. Не в пример скромному мужу, Мессалина была бы сильным и уязвимым политиком. По римским законам, развод предоставлялся по желанию одного из супругов, но Мессалина не уведомила императора о своем решении. Находясь в браке, Мессалина подговорила аристократов и в их присутствии заключила брак с Силием. Следующим шагом должно было стать убийство Клавдия.
Верный Нарцисс
Назревала развязка заговора, и вольноотпущенник Нарцисс, верный императору, предупредил того о смертельной опасности. Точнее, сообщил, что Мессалина вышла замуж.
Клавдий, находившийся в это время в Остии, растерялся. Первое, о чем он спросил: «Я все еще император?» Он приказал Нарциссу схватить заговорщиков и собрался ехать в Рим. Нарцисс поспешил в Рим и немного перестарался: схватил 160 любовников Мессалины и гостей, приглашенных на свадьбу.
Казнили их быстро и без суда. Силий сам потребовал для себя казни, а Мессалину до приезда императора сдали под присмотр ее матери. Никто из заговорщиков-аристократов не пришел ей на помощь. Мать Мессалины не одобряла ее образ жизни, но в последние дни поддерживала и утешала дочь.
Последние дни заговорщицы
Вместе они составили прошение о помиловании, но это не помогло. В качестве одолжения Мессалине дали шанс самой уйти из жизни, но ей не хватало решимости. Последние дни жизни она провела, заливаясь слезами, сломленная духом.
Клавдий не спешил казнить Мессалину, а Нарцисс старался не допустить их личной встречи. Однако возмездие наступило — Мессалина приняла смерть в присутствии матери, Нарцисса и трибуна.
Клавдий, когда ему доложили о казни жены, ужинал, и эмоций не проявил. Только попросил долить вина в чашу.
Есть версия, что Клавдий хотел казнить любовника Мессалины, но ничего не имел против примирения с супругой. Стараниями Нарцисса их встреча не состоялась. Нарцисс самовольно казнил Мессалину, ведь в случае примирения ему бы не удалось избежать наказания. Возможно, впоследствии он приумножил слухи о развратном поведении Мессалины. Сенат велел уничтожить изображения и скульптуры коварной супруги, и античные авторы, не жалея красок, расписывали ее пороки.
Новая жена Клавдия
Клавдий женился в четвертый раз, на Агриппине, матери Нерона. Спустя три года император умер, очевидно, от отравления грибами. Клавдий мог сделать своим наследником сына Мессалины Британника. Агриппина же была готова на любые жертвы, лишь бы возвести на престол своего сына. Затея удалась. Нерон первым делом обожествил Клавдия, а затем казнил его детей от третьего брака.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Битва народов: грандиозное сражение римлян с ордами варваров
Цингулум милитаре — защита, честь и достоинство римского легионера