Как свидетельствуют исторические данные, во многих странах издревле существовали те или иные виды единоборств. Это не удивительно, так как они удовлетворяли естественные потребности человека в стремлении к двигательной деятельности и реализации оборонительного рефлекса (влечение к сохранению индивида), а также способствовали сохранению вида. Таким образом, в настоящее время единоборства являются неотъемлемой частью мировой физической культуры, а соревнования профессиональных боксеров собирают у экранов телевизоров аудиторию, соизмеримую с количеством поклонников футбола. Однако только в древнем Китае смогла зародиться и получить дальнейшее развитие, распространившись по всем странам Восточной и Юго-Восточной Азии (в первую очередь в Японии), уникальная психофизическая культура боевых единоборств, которая в ХХ веке переживает возрождение, распространяясь по всему миру как в традиционных восточных видах - ушу, будо, муай-тай, хапкидо, бандо и пр., так и в виде вновь образованных синтетических единоборств. При этом более древняя индийская культура, имея уже к началу нашей эры весьма обширный арсенал боевых единоборств, не оказала заметного влияния на их развитие за пределами своих границ. На наш взгляд, причиной этого могло явиться то, что зародившийся в пятом веке до нашей эры в Индии буддизм, ставший в дальнейшем философско-психологической основой большинства единоборств Востока, во второй половине первого тысячелетия начинает вытесняться индуизмом - основной религией Индии. Этот процесс заканчивается к ХII веку, когда в период завоеваний Индии мусульманами, ислам завершает вытеснение буддизма, который покинув свою родину, тем не менее становится мировой религией, "получившей распространение от вершин Гималаев и плато Тибета до Сибири и от вод Иравади и Меконга до земель Китая и Японии".
Можно утверждать, что система функционирования психофизической культуры боевых единоборств в основном сложилась в Китае к ХIХ веку, а в Японии - к ХХ-му. Как говорилось выше, Китай является альма-матер боевых искусств Востока, но Япония, многое взяв из китайской культуры, в дальнейшем оказывала заметное влияние на формирование и развитие единоборств в близлежащих странах. И массовая культурная экспансия экзотических восточных боевых искусств началась после второй мировой войны именно с территории Японии, и первым олимпийским видом восточных единоборств стало японское дзюдо.
Таким образом, история психофизической культуры современных СБЕ уходит в глубь веков и первое упоминание, именно как о боевом искусстве - "уи", историки связывают с Китаем, когда происходило слияние воинского искусства и танца, физических упражнений и ритуального действия, а кулачное искусство только начало развиваться среди простолюдинов.
Следует отметить, что развитие боевых единоборств происходило в трех направлениях: государственном (военном), народном и монастырском, как параллельно, так и пересекаясь и в III в. н.э. в употребление входит термин "ушу", означающий в переводе, как и "уи", "боевое искусство". Но иероглиф "шу" означал искусство ритуальное, мистическое, сакральное, имеющее глубокое философско-религиозное содержание. А к VI -VII векам наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами, которое в дальнейшем так или иначе вошло и в другие культурные традиции, сохранившись с одной стороны в виде прикладных единоборств, используемых в армии, полиции, службах безопасности и других силовых государственных структурах, а с другой стороны - во всех остальных видах единоборств, имеющих спортивную, спортивно-боевую, медитативную и другие направленности.
Из литературных источников следует, что формирование психофизической культуры ушу, проходившее естественным образом в течение более чем двух тысячелетий, свою завершающую фазу начало в семнадцатом веке созданием внутренних стилей (в частности тайцзицюань), формирование которых, в свою очередь, продолжалось еще два столетия. Следует отметить, что тайцзыцюань можно признать как феномен всех боевых единоборств Востока, так как эти стили изначально формировались, поставив во главу угла духовную сущность даосизма, чань-буддизма и неоконфуцианства. При этом, стили тайцзицюань могли удовлетворить потребности в психофизическом совершенствовании, не взирая на пол, возраст, характер человека.