Найти тему
Дух времени

Штурм Рейхстага. Воспоминания защитника

Вечером 28 апреля 1945 г. части 3-й ударной армии прорвались из Моабита через мост Мольтке и вышли на подступы к Рейхстагу. Теперь советские войска и Рейхстаг разделяли всего несколько сотен метров, но между ними стояло здание министерство внутренних дел (так называемый «Дом Гиммлера»), превращенное в мощный опорный пункт. «Дом Гиммлера» был захвачен только в 4 часа утра 30 апреля. Тогда вырвавшиеся на Кенигплац советские солдаты смогли начать штурм Рейхстага, обороной которого командовал оберштурмфюрер СС Бабик.

По сообщениям немецких источников, первая советская штурмовая группа вошла в Рейхстаг еще ночью 28 апреля, но была полностью уничтожена. Утром 29 апреля две зенитные батареи вермахта вели огонь по мосту Мольтке. Немцы смогли подбить несколько танков, но очень скоро были подавлены огнем русской артиллерии. Бабик, КП которого располагалось в подвале здания на углу Герман Геринг и Доротеенштрассе прямо напротив Рейхстага, был полон оптимизма. Он рассчитывал получить подкрепление и даже надеялся на подход «королевских тигров». Действительно, вечером 28 апреля ему был направлен отряд морских пехотинцев.

-2

Участник событий Цильх, находившийся на командном пункте коменданта Рейхстага в качестве связного, вспоминал: «Бабик все еще был преисполнен непонятного оптимизма. Хотя, его можно было понять – на своем КП он чувствовал себя в полной безопасности: пространство снаружи и ход сообщения, соединявший нас с Рейхстагом, охраняли эсэсовцы, а на углу стояли несколько «королевских тигров», наших лучших танков. Он разделил своих людей на несколько групп. Одну, под командованием унтерштурмфюрера СС Ундермана, так, по-моему его звали, он разместил к югу от Мольтке Брюкке в здании министерства внутренних дел, откуда можно было простреливать мост. Вскоре на КП появился молодой эсэсовец, лет девятнадцати, и доложил Бабику, что Ундерман и его люди принесли на позиции спиртное и напились до бесчувствия. Парень притащил в стельку пьяного Ундермана на себе и оставил его на улице. «Пристрели его на месте», -- приказал Бабик. Юноша вышел наружу, и через мгновение мы услышали длинную пулеметную очередь. Когда парень вернулся в подвал и доложил: «Приказание выполнено.», Бабик назначил его командовать обороной министерства внутренних дел вместо расстрелянного им же Ундермана. Наши силы в Рейхстаге таяли на глазах. Часть наших батарей была полностью уничтожена противником, и ночью 30 апреля подвал покинуло около 50 человек, военных и гражданских, которые были озабочены поиском более безопасного места. Нам оставалось только сидеть и ждать, когда придут русские».

-3

Если вам понравилось, вы можете поддержать наш канал:

https://money.yandex.ru/to/410017153858306/100