СамолётЪ вместе со всей страной смотрит ЧМ-2018. Особенно внимательно — за тем, как удивляют нас в матчах с фаворитами команды, на которые никто не делал ставку. Сегодня разговор об «исландском чуде»…
Ничья 1:1 в матче Исландии с Аргентиной стала одной из первых сенсаций российского мирового первенства, которое обещает стать самым непредсказуемым в истории. Но не последней – следом Германия проиграла сборной Мексики, а грозные бразильцы ничего не смогли поделать с организованной командой Швейцарии…
И всё-таки исландская команда, по нашему мнению, достойна особого разговора. И потому, что она начала удивлять весь футбольный мир не сегодня, а ещё на Евро-2016, и потому, что в России доказала, что способна противостоять фаворитам, к которым безусловно относится команда Аргентины, возглавляемая, пожалуй, лучшим футболистом мира – Лионелем Месси.
За исландцев болеют и в России. Например, Денис Мацуев,которыйзаявил коллеге из «Спорт-Экспресса»: «Как же я люблю выскочек! Таких, как исландцы на прошлом Евро». С Мацуевымсогласен и Александр Розенбаум: «Исландия меня просто потрясла на «Европе»! До глубины печенок. Может, еще и за нее буду болеть. Всем надо иметь такой характер, как у ребят из этой маленькой страны с вулканами».
Исландцев вдохновляет на подвиги их труднопереводимый слоган «PettaReddast!», который примерно означает, что «сегодня, конечно, мы можем проиграть, но дальше все будет хорошо!»Эти ребята - оптимисты, и в этойформуле – сутьих оптимизма.
А ещё у них есть уникальный тренер - Хеймир Хадльгримссон. Он живет на небольшом острове, работает стоматологом и одновременно тренирует свою команду. Невероятно энергичный и стойкий, он любит повторять: в жизни возможно все, главное быть к этому готовым. Став одним из самых популярных людей в стране, он спокойно относится к успеху и надеется, что слава не изменит его.
Накануне ЧМ-2018 Хеймир Хадльгримссон дал большое интервью HarvardBuisnessReviewРоссия, фрагментыкоторого СамолётЪ предлагает вашему вниманию…
- Когда вы стали тренером национальной сборной, трудно ли вам было завоевать авторитет, заручиться доверием команды?
- Непросто. В Исландии тренеры-любители тренируют спортсменов-любителей. Когда такие тренеры приходят в национальную сборную, все меняется: они имеют дело с профессионалами, взращенными в профессиональной среде, которые работают с профессиональными наставниками в других клубах. Так что некоторая настороженность вполне объяснима. Доверие профессиональных спортсменов нужно завоевать. Это сложно, на это требуется время. А вот потерять это доверие, наоборот, очень легко.
Мне невероятно повезло: сначала я был ассистентом Ларса Лагербека — очень опытного тренера. Я старался как можно большему у него научиться. Он щедрый человек, и я многим ему обязан. За пять лет совместной работы я стал существенно более зрелым. Надеюсь, я готов к самостоятельной работе. Время покажет.
- Вы часто повторяете, что в исландской сборной нет великих игроков. В таком случае как вам удалось создать отличную команду? На что вы делаете ставку, если не на мастерство футболистов?
- В разных клубах хорошая команда складывается из разных компонентов. Да, с фактами не поспоришь: у нас почти нет игроков высочайшего класса. Поэтому мы пытаемся выяснить, за счет чего можем обойти противника, и делаем ставку на это.
Надо понимать, что тренер национальной сборной работает с командой только три дня перед матчем. За это время вряд ли можно существенно улучшить технику игры, так что имеет смысл сосредоточиться на командном духе, организованности, мотивации, психологических установках. Мы об этом говорим, многое обсуждаем, смотрим видео. Наши тренировки проходят не только на поле, но и на собраниях.
Я думаю, мы одна из наиболее организованных команд в Европе. Мы ценим трудолюбие, сосредоточенность, дисциплинированность. Мы поощряем лидерство на поле — умение брать на себя ответственность и поддерживать других членов команды. Это очень важно для всех. Каждый игрок может быть лидером в своей области: кто-то умеет успокаивать людей, сглаживать углы, кто-то подбадривать и т. д. Конечно, мы не назначаем лидеров, не говорим: ты будешь ответственным за это, а ты — за то. Мы просто побуждаем спортсменов к тому, чтобы они делали то, что у них получается лучше всего. Кроме того, у нас превосходная защита, мы пропускаем мало голов — это отличная стратегия для не слишком сильной сборной.
Футбол — единственный вид спорта, в котором команда из третьего дивизиона может обыграть команду из высшей лиги, завоевать кубок и пробиться в число сильнейших, хотя это, конечно, очень трудно.
У нас потрясающая сборная, все игроки — яркие индивидуальности. Нам нравится быть вместе, общаться, мы друг друга очень любим. И нам приятно работать вместе.
- На встрече с читателями нашего журнала вы сказали, что не взяли бы в сборную крутого игрока, если бы он не подошел вашей команде по духу.
- Легко сказать, когда нет возможности заполучить такого игрока. Конечно, я, как и все тренеры, хотел бы видеть в своей сборной лучших футболистов мира. У них превосходная техника, и они могут решить исход матча. Но футбол — командная игра. Безусловно, мы бы пытались сделать все, чтобы эти игроки вписались в команду, подстроились под нее. Но если бы они мешали другим работать, играть, мы бы поняли, что они нам не подходят. Я считаю, что футболиста, который хорош сам по себе, но плохо влияет на других спортсменов, в команде лучше не держать.
- Что, по-вашему, отличает команду от группы людей?
- Команда — это нечто большее, чем сумма индивидуальностей. Это то, что для человека важнее, чем он сам. Люди, составляющие команду, вносят вклад в ее работу, ощущают свою вовлеченность, причастность ко всему, что с ней происходит, готовы чем-то жертвовать ради общего дела. Они как солдаты, готовые положить жизнь, сражаясь за родину, — хотя это, конечно, гипертрофированный пример.
Наша национальная сборная — настоящая команда. Все усердно трудятся, никто не думает, что он круче других и поэтому не должен работать. Мы считаем, что все равны и все одинаково важны. Это основа нашего подхода. Мы единое целое, и вместе мы сила. Команда — как цепь: если в ней есть слабое звено, она рвется...