Тех, кто всегда говорит только правду, не так много не только в нашей жизни, но и в литературе. Найдя в списке заданий вопрос: "Легко ли говорить правду? (по произведениям русской литературы)" – я решила вспомнить героев, которые на протяжении всей своей жизни отстаивали право человека не лгать.
1. Сатин из "На дне" Максима Горького
Карточный шулер, который, казалось бы, привык обманывать, заявляет:
"Что такое — правда? Человек — вот правда! <...> Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... <...> Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! <...> Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!"
Сатин в этом плане является антагонистом Луки: старик занимается утешительством, обещает светлое будущее, дает обитателям ночлежки надежду, чтобы они смогли терпеть существующее положение вещей и жить иллюзией. Сатин же отрицает "сладкую ложь" и выступает за правду, какой бы горькой она ни была.
"Человек – это звучит гордо!" – считает Сатин, но не все могут выдержать "горькую истину": так, например, в финале пьесы Актер вешается, потому что его надежды на выздоровление разрушены. Лечебницы, где его бы бесплатно излечили от алкоголизма, по словам Сатина, просто не существует, ее выдумал Лука: "Всего в полуверсте от края света стоит лечебница". Таким образом, правда Сатина рушит жизни слабых людей.
2. Иешуа Га-Ноцри из "Мастера и Маргариты" М.А. Булгакова
Бродячий философ Иешуа, чьим прообразом был Иисус Христос, на допросе у Понтия Пилата раскрывается как очень необычная личность. Во-первых, он всех называет "добрый человек":
- А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова "Добрые люди"? Ты всех, что ли, так называешь?
- Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете.
Во-вторых, Иешуа всегда говорит только правду, даже когда это играет против него:
- Слушай, Га-Ноцри, - заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, - ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. или... не... говорил? - Пилат протянул слово "не" несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту.
- Правду говорить легко и приятно, - заметил арестант.
- Мне не нужно знать, - придушенным, злым голосом отозвался Пилат, - приятно или неприятно тебе говорить правду. Но тебе придется ее говорить. Но, говоря, взвешивай каждое слово, если не хочешь не только неизбежной, но и мучительной смерти.
Понтий Пилат восклицает: "Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?" Но мы понимаем, что Иешуа точно знает, что есть истина. И он, несмотря на подсказки сочувствующего ему прокуратора, не отказывается от своих слов, продолжая говорить правду и даже не рассматривая возможность солгать ради спасения своей жизни.
3. Платон Каратаев из "Войны и мира" Л.Н. Толстого
С Платоном Каратаевым мы знакомимся в четвертом томе романа-эпопеи в тот момент, когда Пьер Безухов попадает в плен к французам. Это простой неграмотный крестьянин, который, тем не менее, впитал всю мудрость народную, поэтому постоянно пересыпает свою речь пословицами и поговорками:
"Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами..."
"Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет..."
"Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати..."
Человек, который не задумывается над тем, что он скажет, автоматически говорит правду, ведь у него совершенно нет времени (и желания) придумывать ложь. Каратаев никому не делал зла, только помогал – бескорыстно и легко, с добрым сердцем. Однако он ослаб в пути, и французы его застрелили.
Для Пьера Платон Каратаев – это олицетворение простоты и правдивости всего русского народа:
"...для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда..."
Таким образом, проблема правды и лжи довольно часто поднимается в русской литературе, но в ней не так много героев, которые полностью посвящают себя истине и являются "правдорубами". Зачастую у этих персонажей трагическая судьба, но память о них навсегда сохраняется у других героев, которые сами по той или иной причине не могут отказаться от лжи.