Найти тему
Книги, сценарии и кино

"Правдорубы" в русской литературе

Оглавление

Тех, кто всегда говорит только правду, не так много не только в нашей жизни, но и в литературе. Найдя в списке заданий вопрос: "Легко ли говорить правду? (по произведениям русской литературы)" – я решила вспомнить героев, которые на протяжении всей своей жизни отстаивали право человека не лгать.

1. Сатин из "На дне" Максима Горького

«Типы ночлежки».  Московский Художественный театр, 1902
«Типы ночлежки». Московский Художественный театр, 1902

Карточный шулер, который, казалось бы, привык обманывать, заявляет:

"Что такое — правда? Человек — вот правда! <...> Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... <...> Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! <...> Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!"

Сатин в этом плане является антагонистом Луки: старик занимается утешительством, обещает светлое будущее, дает обитателям ночлежки надежду, чтобы они смогли терпеть существующее положение вещей и жить иллюзией. Сатин же отрицает "сладкую ложь" и выступает за правду, какой бы горькой она ни была.

"Человек – это звучит гордо!" – считает Сатин, но не все могут выдержать "горькую истину": так, например, в финале пьесы Актер вешается, потому что его надежды на выздоровление разрушены. Лечебницы, где его бы бесплатно излечили от алкоголизма, по словам Сатина, просто не существует, ее выдумал Лука: "Всего в полуверсте от края света стоит лечебница". Таким образом, правда Сатина рушит жизни слабых людей.

2. Иешуа Га-Ноцри из "Мастера и Маргариты" М.А. Булгакова

Джеймс Тиссо. "Иисус перед Пилатом. Первый допрос"
Джеймс Тиссо. "Иисус перед Пилатом. Первый допрос"

Бродячий философ Иешуа, чьим прообразом был Иисус Христос, на допросе у Понтия Пилата раскрывается как очень необычная личность. Во-первых, он всех называет "добрый человек":

- А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова "Добрые люди"? Ты всех, что ли, так называешь?
- Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете.

Во-вторых, Иешуа всегда говорит только правду, даже когда это играет против него:

- Слушай, Га-Ноцри, - заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, - ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. или... не... говорил? - Пилат протянул слово "не" несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту.
- Правду говорить легко и приятно, - заметил арестант.
- Мне не нужно знать, - придушенным, злым голосом отозвался Пилат, - приятно или неприятно тебе говорить правду. Но тебе придется ее говорить. Но, говоря, взвешивай каждое слово, если не хочешь не только неизбежной, но и мучительной смерти.

Понтий Пилат восклицает: "Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?" Но мы понимаем, что Иешуа точно знает, что есть истина. И он, несмотря на подсказки сочувствующего ему прокуратора, не отказывается от своих слов, продолжая говорить правду и даже не рассматривая возможность солгать ради спасения своей жизни.

3. Платон Каратаев из "Войны и мира" Л.Н. Толстого

-3

С Платоном Каратаевым мы знакомимся в четвертом томе романа-эпопеи в тот момент, когда Пьер Безухов попадает в плен к французам. Это простой неграмотный крестьянин, который, тем не менее, впитал всю мудрость народную, поэтому постоянно пересыпает свою речь пословицами и поговорками:

"Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами..."
"Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет..."
"Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати..."

Человек, который не задумывается над тем, что он скажет, автоматически говорит правду, ведь у него совершенно нет времени (и желания) придумывать ложь. Каратаев никому не делал зла, только помогал – бескорыстно и легко, с добрым сердцем. Однако он ослаб в пути, и французы его застрелили.

Для Пьера Платон Каратаев – это олицетворение простоты и правдивости всего русского народа:

"...для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда..."

Таким образом, проблема правды и лжи довольно часто поднимается в русской литературе, но в ней не так много героев, которые полностью посвящают себя истине и являются "правдорубами". Зачастую у этих персонажей трагическая судьба, но память о них навсегда сохраняется у других героев, которые сами по той или иной причине не могут отказаться от лжи.