Найти в Дзене
дневник ролевика

Фехтовальная концепция "до, между, после" и ее связь с защитной стойкой

Оглавление

Одиннадцатое правило фехтовальщика из моего же собственного списка гласит: "После атаки, вне зависимости от результата, вы принимаете защитную стойку". Я думаю, у многих людей, читавших эту статью, возник резонный вопрос - а почему? Вот, предположим, атака была удачной, противник зарублен или заколот - зачем нужно еще выеживаться с защитной позицией?

Стойка "Ключ"
Стойка "Ключ"

Святая необходимость стоек

На самом деле это правило надо понимать так: уход в защитную стойку должен быть отработан до автоматизма. Твое тело должно само принимать защитную позицию, на автомате, на впитавшихся на генном уровне рефлексах. Потому что человек - существо на самом деле крайне живучее. Некоторые люди способны какое-то время драться даже с пробитым сердцем, и уж двух-трех секунд после пропущенного удара им хватит, чтобы нанести ответный. Поэтому, кстати, даже в HEMA-соревнованиях у поединщика есть право на один темп после пропущенного удара. Он имеет право сделать ответный выпад, который ему засчитают. Правда, "последний выпад" засчитают по-любому не дороже пропущенного удара.

И это защитная стойка, да )) Причем весьма эффективная.
И это защитная стойка, да )) Причем весьма эффективная.

Практико-философский смысл всего этого выражается немецкой концепцией "До, между, после". Она относится в первую очередь к длинному мечу, но применима и к любому другому оружию.

"До, между, после" - это три стадии непосредственно боевого контакта. До - предварительная, все, что происходит при сближении. Противники просчитывают уязвимости и открытия друг друга, готовят план атаки, защиты и контратаки, сближаются. Между - это сам боевой контакт. Он чудовищно скоротечен - два-три, редко четыре идущих серией удара или укола, уложенные буквально в полторы-две секунды. В идеале после этого один из двух бойцов должен остаться на земле, но это в идеале. В бою, как известно, всяко бывает.

После - это организованное отступление, разрыв дистанции с сохранением контроля над боевой обстановкой. Ты должен резко отдалиться от противника, отгородившись от него определенным положением ног, рук и меча в руках, чтобы удостовериться, насколько результативной была атака. Ибо при боестолкновении все происходит слишком быстро, и ты не можешь оценить, сумел ли ранить противника, а если сумел, то насколько тяжело. Ибо даже раб первосвященника Каифы по имени Малх сумел отделаться от Петра отрубленным ухом, а не разрубленной головой.

Стойки для меча с баклером
Стойки для меча с баклером

В концепцию "До, между, после" укладывается любой поединок. На каждом из этапов идет напряженнейшая работа ума, и пренебречь хоть одним означает проиграть. Изначально эту концепцию всегда нужно держать в памяти при тренировочных спаррингах. Потом, когда она въестся в подкорку, ты будешь действовать согласно ей автоматически.

Уточнение: эта схема не подходит для боя по бугуртным правилам, с тупыми ударами по телу в железе с целью уронить противника наземь. Бугуртсмены себя философией не утруждают, они просто дерутся как придется.

В ИСБ и бугуртах бои - неразводные. Это значит, что сколько бы раз тебя ни ударили, ты стоишь. А в бездоспешном фехтовании - разводные. После пропущенного удара бой прекращается, ибо без доспехов любой пропущенный удар может стать смертельным.

Что такое стойка?

Стойка - это определенное положение корпуса, рук, ног и меча в руках. Ее надо отличать от позиции, которая относится в первую очередь к положению корпуса - левосторонняя, фронтальная, правосторонняя позиция. (Хотя терминология неоднозначна - другие фехтовальщики называют позицией определенное положение рук и меча, а стойкой - только постановку ног).

Одноручный меч (сабля, шашка) в упрощенной "армейской" школе знает две-три стойки. Спортивная рапира и шпага - восемь стоек, именующихся числительными итальянского языка, от примы до октавы. У длинного меча же существует не менее двенадцати различных стоек! Столько же, если не больше, у дюссака.

Боец в синем - стойка "Глупец". В красном - "День".
Боец в синем - стойка "Глупец". В красном - "День".

Обратите внимание: Здесь и в дальнейшем я буду рассказывать про фехтовальные принципы в немецкой традиции длинного меча, которую знаю лучше всего. Ну, нельзя же объять необъятное ))) Но в принципе, очень многие стойки для разных видов оружия похожи между собой по заложенному в них смыслу и потенциалу. Владеешь длинным мечом - сможешь управиться и с саблей. Наоборот сложнее, правда...)

Каждая стойка - это "точка отсчета" для первой фазы поединка, "До", и завершающая - для его последней фазы, "После". Любой удар, любой укол в ходе нанесения проходит через 2 или 3 стойки. Удивительно? Но факт. Поэтому в любой момент времени удар можно остановить - и остаться закрытым, защищенным, если ты работаешь по концепции "До, между, после". Также один удар можно перевести в другой, не рискуя подставиться под обоюдку. Даже "проваливание", если противник уходит от атаки, для тебя не опасно - потому что "проваливаешься" ты все равно в защитную стойку!

Каждая стойка несет в себе потенциал и для защиты, и для атаки. А вот какие они бывают и чем различаются - об этом в следующий раз ))