Найти в Дзене
Форпост 863 | Смоленск

Смоленский авиаполк: лучшие пилоты СССР против «Барбароссы»

22 июня 1941 года на аэродроме Смоленск-Северный базировался лучший бомбардировочный авиаполк Советского Союза. Уже во второй день войны их машины отправились в бой: только они могли наносить удары по важнейшим объектам в далёком вражеском тылу с хирургической точностью.

Всё началось в 1939 году. СССР в 30-е годы справедливо гордился своим гигантским воздушным флотом и его современными самолётами, мощными и стремительными. Они грозно и гордо пролетали над Красной площадью на бесчисленных парадах, впечатляя советских граждан, иностранных журналистов и шпионов. Лучшие, специально отобранные пилоты СССР сражались с франкистами в Испании и с японской армией в Китае. Их профессионализм заслужил высокие оценки союзников и врагов.

Советский И-16 в расцветке ВВС республиканской Испании
Советский И-16 в расцветке ВВС республиканской Испании

Вот только первые же вылеты строевых частей авиации РККА в настоящих, серьёзных войнах Советского Союза с японцами на Халхин-Голе и с финнами в Карелии показали: массовая выучка красных военлётов никуда не годится. И если истребители ещё что-то могли показать, то с бомбардировщиками всё было совсем плохо. Экипажи летали слишком высоко, боясь зениток, штурманы не умели находить цели, а бомбы сыпались куда Маркс пошлёт — хорошо если хотя бы в паре километров от цели.

-3

На финском фронте советские войска вскоре начали банально бояться вызывать бомбардировщики для авиаподдержки: в лучшем случае они скинут бомбы чёрти знает куда в лес, а в худшем всё прилетит на головы красноармейцев. Разрушение по ошибке жилых кварталов Хельсинки с многими сотнями погибших мирных жителей вместо военных объектов привело финнов в ярость и стало пропагандистской катастрофой для СССР.

-4

Выход предложил Александр Евгеньевич Голованов — шеф-пилот эскадрильи особого назначения Аэрофлота. Он был одним из самых прославленных советских пилотов. Его налёт составлял более миллиона километров в любую погоду и в любых широтах. Когда стало понятно, что советская бомбардировочная авиация недееспособна, Голованова вызвали на фронт.

Александр Евгеньевич Голованов, отец советской дальней авиации и первый командир смоленского авиаполка
Александр Евгеньевич Голованов, отец советской дальней авиации и первый командир смоленского авиаполка

Полетав в составе экипажей лично и понаблюдав за творившимся беспределом, он предложил Сталину создать специальное бомбардировочное соединение с отобранными вручную лучшими специалистами ВВС, которые вдобавок возьмут на вооружение самый передовой советский и мировой опыт. Это даст краснозвёздной авиации дееспособный и высококачественный инструмент для бомбовых ударов любой сложности — а его опыт будет использован для подготовки всех прочих советских лётчиков. Вождь немедленно принял Голованова в Кремле и дал «добро» на реализацию идеи.

-6

Спустя месяц, в январе 1941 года Голованов стал командиром 212-го дальнего бомбардировочного авиаполка. Новая элитная воинская часть была развёрнута на аэродроме Смоленск-Северный. Под начало Голованова собрали лучших пилотов, штурманов и операторов бомбометания СССР, которых стали готовить по специальной усиленной программе. Их задачей было наносить точные удары на дальних бомбардировщиках ДБ-3Ф, они же Ил-4, по вражеским тылам в любое время суток при любой погоде. Экипажи целенаправленно изучали расположение важнейших промышленных объектов и транспортных узлов Германии и оккупированных ей стран — они и должны были стать их главными целями в надвигавшейся войне.

А.Е. Голованов (справа) и офицеры 212-го ДБАП в Смоленске, весна 1941 года
А.Е. Голованов (справа) и офицеры 212-го ДБАП в Смоленске, весна 1941 года

Личный состав 212-го полка учился крайне интенсивно не менее 12 часов в сутки. Все участники программы страдали от жестокого переутомления. Как оказалось, не зря. Времени на полную подготовку не хватило. Экипажи хорошо освоили ориентирование и пилотирование в плохих метеоусловиях — но ночные полёты и работа в сложных метеоусловиях оставалась проблемой.

-8

И всё равно сделано было очень многое. По оценке самого Голованова — курс успели освоить на 2/3. 212-й ДБАП стал тем, чем должен был — лучшим в стране бомбардировочным полком. Единственным, способным уверенно находить и поражать цели в далёком вражеском тылу. К началу войны в составе полка было 60 готовых к бою дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф, и ещё дюжина машин в состоянии ремонта. На его основе уже планировалось развернуть дальнебомбардировочную авиационную дивизию.

Один из ДБ-3Ф смоленского авиаполка
Один из ДБ-3Ф смоленского авиаполка

22 июня 1941 года лётчиков смоленского полка подняли по тревоге. Известие о массовых бомбёжках немцами советских городов зачитавшийся до рассвета Голованов, едва собравшийся к утру немного вздремнуть, сначала принял за очередные учения, но увы — всё было предельно серьёзно. Комполка приказал подвешивать фугасные бомбы и предварительно — пока не удастся восстановить связь с штабом округа в Минске — подготовить вылет на порт Данцига.

-10

В 9:30 утра в полк был направлен приказ от командующего ВВС Западного фронта генерал-майора авиации Ивана Копца: ночными налетами уничтожить авиационные заводы Кенигсберга. Но из-за наступившего полного бардака в системе управления советскими вооружёнными силами до смоленского авиаполка он так и не дошёл, а затем и вовсе был отменён.

-11

В эти минуты и часы железный каток военной машины третьего рейха уже катился по советской земле, неся смерть, горе и разрушения. Не успевшая провести военную реформу РККА несла страшные потери и откатывалась на восток.

-12

Авиация в первые же минуты войны потеряла огромное количество самолётов на аэродромах. Узнав о том, что подчинённая ему авиация Западного военного округа в первый день войны потеряла более 700 машин, Иван Копец застрелился вечером 22 июня.

-13

По Кёнигсбергу в ночь на 23 июня отработали машины 53-го авиаполка — с сомнительным успехом, повредив около 30 зданий на окраине вместо авиазавода. А Голованов и личный состав полка окончательно убедились в том, что война началась всерьёз только во второй половине дня из обращения Молотова к советскому народу. Тем не менее, к этому времени полк уже стоял в полной боевой готовности.

-14

На следующий день смоленский авиаполк получил приказ — устный! от командования ВВС в обход пропавшего со связи командования округом через командира корпуса! — работать по целям в районе Варшавы: железнодорожному узлу пригорода Прага, патронно-снарядному заводу на окраине Варшавы и аэродрому Мокотув. Вскоре 8 бомбардировщиков ДБ-3Ф с лучшими экипажами СССР поднялись в воздух со смоленского аэродрома и взяли курс на оккупированную польскую столицу.

-15

Две машины вечером появились над варшавской Прагой. Они сбросили 20 бомб ФАБ-100 с высоты 8 километров на вокзал, разрушив несколько зданий. Увы, на обратном пути бомбардировщики попали под обстрел советской ПВО в районе пылающего под бомбёжками Минска, а затем их попытались перехватить советские же истребители. Одна из машин совершила вынужденную посадку у Кричева, её стрелок-радист был ранен. Ответным огнём бомбардировщики сбили один из атаковавших их советских И-16.

-16

Три ДБ-3Ф в то же время обрушили три тонны бомб на патронно-снарядный завод на окраине Варшавы. Внизу прогремели взрывы и начались пожары. На обратном пути они отбились от пары Bf-109, при этом Bf 109F-2 W.Nr.12813 был повреждён оборонительным огнём советских бомбардировщиков и совершил вынужденную посадку. А затем машины попали под огонь всё тех же минских зенитчиков и перехватчиков. Ещё одна машина полка с повреждениями ушла на вынужденную — и тоже с раненым стрелком-радистом.

-17

Ещё тройка бомбардировщиков смоленского полка сбросила 15 ФАБ-100 на аэродром Мокотув близ Варшавы — разрушив ангар и убив четырёх немецких военнослужащих. Часть бомб не удалось скинуть из-за ошибки члена экипажа — сказывалась не оконченная программа подготовки. Это звено успешно миновало Минск, но одна из машин тоже совершила вынужденную посадку из-за поломки двигателя.

-18

Вечером ещё 9 машин 212-го ДБАП поднялись с аэродрома Смоленск-Северный и отправились вслед заходящему солнцу к Варшаве на ночную бомбардировку. Первое звено из трёх ДБ-3Ф из-за появившейся над польской столицей тяжёлой облачности так и не сумело найти цель и вернулось в Смоленск без происшествий. Второе звено из трёх машин по той же причине не выполнило основную задачу, но сумело отбомбиться по вспомогательной: железнодорожной станции Плоньск к северу от города.

-19

Третье звено из трёх бомбардировщиков тоже отбомбилось по запасной цели, станции Новый Двур. На обратном пути звено понесли первые человеческие потери. На одном бомбардировщике из-за отказа на высоте кислородного оборудования задохнулся стрелок-радист. А другой был сбит всё теми же минскими зенитчиками, которые из-за рухнувшей связи и системы управления войсками Западного фронта стреляли по всему, что видели в небе. Экипаж погиб в полном составе.

В пылающем от массированных бомбёжек Минске зенитчики были готовы открыть огонь по всему, что летало — в первые дни войны они нанесли 212-му полку большие потери в самолётах, чем немцы.
В пылающем от массированных бомбёжек Минске зенитчики были готовы открыть огонь по всему, что летало — в первые дни войны они нанесли 212-му полку большие потери в самолётах, чем немцы.

Днём 24 июня полк получил новую задачу: удары по катившимся по советским дорогам немецким танковым и моторизованным колоннам, главному инструменту блицкрига. Это были важнейшие и при этом сложные цели, для поражения которых были нужны самые опытные экипажи. И хотя полк учился совсем другому, ударам по промышленным объектам и транспортным узлам с большой высоты, он немедленно приступил к выполнению приказа.

-21

Первый вылет на бомбёжки вражеских колонн вёл сам комполка Голованов. После полудня 20 ДБ-3Ф обрушили фугасные бомбы на немецкие танки и грузовики в районе Гродно, а также на захваченный немцами аэродром — чтобы противнику не достались трофеем советские бомбардировщики. Другие самолёты полка работали на брестском направлении.

Бомбардировщик 212-го ДБАПа в окраске образца начала войны
Бомбардировщик 212-го ДБАПа в окраске образца начала войны

Вечером ещё 9 машин отправились штурмовать немецкие колонны в районе Берёзы-Картузской. На них обрушились немецкие истребители: люфтваффе получили приказ прикрыть направление, Гудериан пожаловался на бомбёжки его колонн под Брестом днём... Обратно из вылета вернулась только одна машина. Всего за 24 июня полк совершил 50 самолёто-вылетов и лишился сразу 14 бомбардировщиков.

-23

25 июня 212-й полк бомбил немецкие колонны в окрестностях Вильнюса. А вечером того же дня Смоленск подвергся мощной немецкой бомбёжке. Город пылал. Голованов приказал перебазироваться под Ельню. И вовремя — едва последние машины улетели на юг, немецкие бомбы обрушились на аэродром. Одна из них угодила в ещё не вывезенный склад бомб — мощнейший взрыв разрушил даже здание штаба полка. В Ельне были свои проблемы: тяжёлые ДБ-3Ф с трудом взлетали с грунтовой полосы, но Смоленск-Северный был слишком очевидной целью.

-24

В первую неделю войны пилоты 212-го ДБАП с их уникальными умениями были нужны везде. Экипажи делали по несколько вылетов в день, чудовищно уставали, но продолжали поднимать машины в небо и отправляться бомбить важнейшие цели. Уничтожение которых могло замедлить машину блицкрига.

-25

Смоленский полк раз за разом успешно выполнял боевые задачи, но платил за это тяжёлую цену. Уже к 28 июня боеготовых машин осталось всего 14. Остальные были в ремонте или потеряны. В основном в боях — дальние вылеты совершались без истребительного прикрытия, в ВВС СССР толком не было тяжёлых истребителей сопровождения, да и обычных для этого не давали. И ДБ-3Ф при любой меткости бортстрелков оказывались довольно лёгкой добычей для истребителей люфтваффе.

-26

Просьбы Голованова дать прикрытие или хотя бы разрешить его полку ночные вылеты остались без ответа. Чтобы снизить потери, комполка приказал покрасить все машины в камуфляж и над территорией противника летать только на самой малой высоте, а цели атаковать исключительно на бреющем полёте. Но и это не сильно исправило ситуацию.

ДБ-3Ф 212-го полка в камуфляжной расцветке
ДБ-3Ф 212-го полка в камуфляжной расцветке

И даже несмотря на это бортстрелки полка сбили до 18 вражеских самолётов. Машины гибли также при вражеских налётах, при неудачных посадках переутомлённых экипажей, по техническим причинам или благодаря «помощи» советских ПВО.

-28

А 29 июля над Ельней прошёл сильный ливень. Грунтовая полоса окончательно размокла, и оставшаяся дюжина ДБ-3Ф уже не могла подняться в воздух. Полк использовал передышку для возвращения в строй повреждённых машин.

-29

30 июня 212-й ДБАП смог поднять в воздух уже три десятка бомбардировщиков. Советская авиация в тот день проводила большую операцию: сразу пять авиадивизий были брошены на удары по переправам на Березине под Бобруйском, у которых сгрудилось множество танков, грузовиков и пехоты вермахта. Машины смоленского полка раз за разом появлялись над целями. Немцы сосредоточили на этом участке мощнейший кулак артиллерии ПВО и истребительной авиации. Воздух буквально кипел от разрывов.

Немцы стянули к Березине всю 51-ю истребительную эскадру, около 100 истребителей
Немцы стянули к Березине всю 51-ю истребительную эскадру, около 100 истребителей

Советские бомбардировщики перепахивали берега реки и мосты с вражескими войсками — но при этом несли страшные потери. Так, попадание зенитного снаряда в самолёт командира 4-й эскадрильи вызвало мощнейший взрыв ещё не сброшенных бомб — который погубил разом и два соседних советских бомбардировщика. За 30 июня над Березиной 212-й ДБАП только уничтоженными потерял сразу 11 машин. Манштейна удалось задержать на Березине только на три дня.

Повреждённый над Березиной и совершивший вынужденную посадку ДБ-3Ф 212-го полка
Повреждённый над Березиной и совершивший вынужденную посадку ДБ-3Ф 212-го полка

3 июля Голованов был вызван в Кремль к Сталину. Вождь Советского Союза объявил ему о решении: 212-й полк с его уникальными экипажами, из которых уже и так погибли слишком многие, получает приказ прекратить бомбовые удары и переключиться на дальнюю авиаразведку. Информация о передвижениях противника в условиях блицкрига стала куда важнее любых самых точных бомбовых ударов.

-32

И полк показал, что это решение было правильным. Его самолёты в любую погоду приносили ценнейшие сведения о действиях врага, умело скрываясь от вражеских глаз среди облаков или проносясь над опасными участками на сверхмалой высоте. 212-й ДБАП сыграл далеко не последнюю роль в срыве первоначального плана блицкрига в Смоленском сражении июля-августа 1941 года. Когда немецкие танки устремились к Ельне — полк был переброшен в Брянс, затем в Орёл и оттуда в Мценск.

-33

В августе Голованов стал командиром 81-й дивизии, куда затем влился и 212-й ДБАП. Во время боёв под Москвой полк снова переключился на бомбардировки и нанёс врагу существенные потери. А уже в феврале 1942 года Голованов возглавит созданнуй «под него» Авиацию дальнего действия в составе 8 элитных бомбардировочных дивизий. С прямым подчинением лично Сталину. Его пилоты станут наносить удары по целям в самом глубоком вражеском тылу — в Германии, Румынии, Венгрии, Болгарии. АДД совершит до Победы почти 200 тысяч вылетов.

-34

Ну а после войны многоопытные «дальники» вернулись в Смоленск: уже в виде 1-й воздушной армии Дальней авиации. С тех пор она не раз меняла названия и технику — превратившись в самую мощную воздушную армию СССР. Её стратегические бомбардировщики были способны испепелить целые континенты.

Один из стратегических бомбардировщиков Ту-160 ВКС России получил имя Александра Голованова
Один из стратегических бомбардировщиков Ту-160 ВКС России получил имя Александра Голованова

Штаб этой армии — прямых наследников прославленного 212-го авиаполка, во второй день войны отправившегося бомбить вражеские объекты под Варшавой — по традиции всегда оставался в Смоленске вплоть до расформирования в 1994 году.

Ветераны 46-й Воздушной Армии на фоне Ту-95МС «Смоленск». Аэродром Смоленск-Северный, 1999 год
Ветераны 46-й Воздушной Армии на фоне Ту-95МС «Смоленск». Аэродром Смоленск-Северный, 1999 год

Но это уже совсем другая история.

Если вам нравятся наши статьи - подписывайтесь на нашу группу: vk.com/forpost863