В заголовке нашей статьи название стихотворения, которое Виктор Гюго написал после известия о ее смерти. Ее имя включено в десятку самых красивых женщин в русской истории.Любимая фрейлина русской императрицы, она продала свое имение в Орловской губернии и на вырученные средства снарядила санитарный отряд. В числе сестер милосердия, отправившихся помогать раненым на Балканской войне, была и она.
Юлия Петровна Вревская была дочерью участника Бородинского сражения, боевого генерала Петра Евдокимовича Ворпаховского. Выйдя замуж за барона Ипполита Вревского, она стала баронессой. Генерал Вревский был намного старше своей 19-летней жены, но считается, что Юлия вышла замуж по любви. Получив тяжелое ранение в одном из боев в ходе Кавказской войны, он умер на руках своей молодой жены всего через полгода после свадьбы. Эти обстоятельства породили множество грязных слухов, в которых Юлию Петровну обвиняли в смерти мужа. Общество отвернулось от молодой вдовы.
А между тем, факты говорят о необыкновенном благородстве баронессы Вревской. Так, она отдала имение своего мужа его первой, неофициальной, семье. Его дети от жены-черкешенки благодаря ее хлопотам в дальнейшем получили баронский титул и законное право владеть этим имением.
Вместе с матерью и сестрами Юлия Петровная переехала в Петербург. Вскоре она была приглашена ко двору и стала фрейлиной императрицы. Красота, природное очарование сделали ее одной из самых блистательных дам высшего света. В круге ее знакомств художники Айвазовский и Верещагин, писатели Григорович, Соллогуб, Полонский.
О ней с восторгом отзывались писатели и поэты, в том числе и Иван Тургенев, который открыто признавался ей в любви. Их орловские имения находились по соседству, и Юлия Петровна несколько раз гостила у Тургенева в Спасском-Лутовиново. Но близкими их отношения не стали, хотя долгие годы из связывала дружеская переписка. Признано, что Вревская стала прототипом романа Тургенева "Накануне".
Но несмотря на успех, Вревская тяготилась светской жизнью. Она много путешествует, ее хорошо знали в светских кругах Европы, была дружна с писателем В.Гюго, композитором Ф.Листом.
Когда Россия вступила в войну на Балканах, для многих было неожиданным и непонятным решение Юлии Вревской отправиться на войну простой сестрой милосердия. Но для нее это было единственным решением ее жизненного пути, без этого самоотрешения, по-видимому, она не видела продолжения своей судьбы, судьбы русской женщины. Это понял Иван Тургенев, когда написал, что "она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жаждая подвига". Узнав о ее решении ехать на фронт, он написал в письме: "Мое самое искреннее сочувствие будет сопровождать Вас в Вашем тяжелом странствовании".
В составе отряда из 22 врачей и сестер милосердия Вревская отправляется на фронт. Она живет в простой крестьянской избе, не имея порой самого необходимого. Но никто и никогда не слышал от нее ни единого слова жалобы. Она сама в одном из писем написала, что "невозможно роптать, когда видишь перед собою столько калек, безруких, безногих...". Она с болью пишет и том, что "офицеров пропасть под Плевной выбыло из строя". И здесь проявилось главное и в характере этой замечательной женщины, в характере русской женщины - умение сострадать. Невозможно представить, откуда брались силы у нее, аристократки, в недавнем прошлом блестящей фрейлины, ведь на попечении пяти сестер милосердия в госпитале в Яссах приходилось 400 тяжелораненых. Случалось, что она выносила на своих плечах под пулями раненых с поля боя. Приходилось даже стрелять иногда. Но даже настоятельные призывы императрицы не могли заставить ее вернуться к прежней жизни.
Ее служение остановила смертельная болезнь. В 1878 в войсках началась эпидемия сыпного тифа. Вревская часто посещала раненых в тифозных бараках, в январе 1878 года слегла сама. 24 января ее не стало, а 25 января ей исполнилось бы 40. В день похорон стоял очень сильный мороз. Могилу для Юлии Вревской, "милосердной сестры", возле ограды церкви в городе Бялы выкопали раненые. Похоронили ее в платье сестры милосердия.
На ее смерть скорбным "Памяти Юлии Вревской" отозвался Иван Сергеевич Тургенев, Виктор Гюго посвятил ей стихотворение "Русская роза, погибшая в болгарской земле". Болгарские писатели и поэты посвятили ей свои произведения.
Память о подвиге баронессы Вревской в Болгарии сохраняется и сейчас. Это особо значимо, потому что многое, что сделала Россия для болгарского народа здесь стараются забыть. Но в Бялах, в заповедном парке, сохраняется могильный холмик, скромный могильный камень за оградой напоминает о том, что здесь похоронены две русских женщины - сестры милосердия Неелова и баронесса Вревская".
Если статья понравилась, нажмите палец вверх. Спасибо.
Будем рады, если подпишетесь на канал.