Отличительная черта любой Империи – проецирование своего влияния за пределы собственных границ. Военные операции, становление и свержение режимов, создание политически лояльных государств.
Советский Союз являлся Империей в полном смысле приведенного определения.
В эпоху противостояния с Западным миром, длившегося десятилетия, СССР не упускал возможностей к вовлечению стран в орбиту соцлагеря.
Не был исключением и Африканский континент. Тем более, ввиду обрушения колониальной системы, вновь образованные и давно существующие государства, зачастую «выясняющие отношения», являлись лакомым куском для установления влияния «Больших держав».
Настоящей статьей открываем своеобразную рубрику о малоизвестных войнах и конфликтах, в которых СССР принимал участие в той или иной форме.
Итак, эпизод первый. Эфиопо-Сомалийская война, разыгравшаяся в 1977—1978 годах. Зачастую ее называют «Войной за Огаден».
Особенностью данной войны, является факт, что СССР, подготовив армию и в целом военную систему одной из сторон, ввиду политических нюансов вынужден был опосредованно сражаться против этого, спешно помогая другой стороне.
Но, обо всем по порядку.
В 1960 году, путем слияния бывших колоний Великобритании и Италии, Британского и Итальянского Сомали, было образовано независимое государство – Сомали. Одной из официально задекларированных первичных целей его руководства было объединение всех территорий, населенных этническими сомалийцами.
Уже с 1961 года Сомали взяло курс на тесное сближение с Советским Союзом, объявив о построении социализма с исламским уклоном. СССР был в этом очевидно заинтересован, так как соседнее государство – Эфиопия, находилось под плотным влиянием США. Эфиопия, к слову, не являлась свежеобразованным государством, являясь устоявшейся монархией на протяжении веков.
Военно-техническая помощь СССР молодому сомалийскому государству росла год от года. Военные советники и специалисты в короткие сроки создали достаточно сильную, по местным меркам, армию, оснащенную советским вооружением и техникой, с советской же системой управления.
Танки Т-54/55, самолеты МиГ-21 и Ил-28, средства ПВО, радиосвязь, артиллерия и стрелковое вооружение.
В то же время в Эфиопии нарастали сепаратистские настроения. В провинции Эритрея, по сути, велась уже настоящая партизанская война против центрального правительства. В западной провинции – Огадене, населенной преимущественно этническими сомалийцами, также действовало подполье – «Фронт освобождения Западного Сомали», которое всячески поддерживалось правительством Сомали.
Кризис начал развиваться после того, как в 1974 году, император Эфиопии Хайле Селассие был свергнут военной хунтой. В итоге, к власти пришел полковник Менгисту Хайле Мариам, внезапно объявивший о сближении с Советским Союзом.
В Москве были слегка озадачены, так как в результате произошедшего, рядом оказались две социалистически ориентированные страны, обе управляемые военными, и имеющие серьезные идеологические и территориальные претензии к друг другу.
Генерал Сиад Барре, возглавляющий Сомали, считал, что идея включения Огадена в состав Сомали военным путем вполне перспективна, о чем намекал Москве.
В начала 1977 года сомалийские военные начинают от опосредованной помощи «Фронту освобождения Западного Сомали» переходить к открытым военным провокациям, нагнетая обстановку. Из Москвы всячески стараются умиротворить Барре, но безуспешно.
23 июля 1977 года группировка регулярной армии Сомали начинает вторжение в Огаден. Кремль узнает об этом из факта случившегося.
Сомалийская группировка, состоящая из 12 пехотных и механизированных бригад, включала почти 42 тысячи человек, более 250 танков, 600 артиллерийских орудий и 40 самолетов.
Вся техника была советского производства, простая, но эффективная и надежная.
Армия Эфиопии, вооруженная устаревшим, во многом уже списанным вооружением США, управляемая по западным стандартам, оказалась категорически не готова к подобному развитию событий и терпела поражение за поражением.
В августе 1977 года, руководители Сомали и Эфиопии с интервалом всего лишь в несколько дней, посещают Москву для консультаций. В итоге, Сомали, что называется «отказывают от двора». СССР не потерпел подобного самоуправства. Эфиопии наоборот обещают оказать всяческую помощь, в обмен на лояльность в будущем.
13 ноября 1977 года Сомали денонсируют договор о дружбе и взаимопомощи с СССР. Советским военным и гражданским советникам и специалистам предписывается покинуть страну в кратчайший срок.
Случившееся стало одним из самых парадоксальных событий Холодной войны. Прежний союзник США, с помощью спешно прибывающих советских военных советников, но пока американским оружием, вынужден был противостоять армии, подготовленной СССР и им же вооруженной.
Но СССР не растерялся. Союз не был бы Империей, не будь в состоянии решать подобные задачи в максимально сжатый срок.
Был организован воздушный мост, по которому в Эфиопию буквально хлынула техника, вооружение и специалисты. Также, для непосредственной сухопутной поддержки, в Эфиопию был переброшен контингент «воинов-интернационалистов» с Кубы. Параллельно советскими специалистами, фактически «с нуля», создается организационный костяк вооруженных сил Эфиопии.
За очень короткий срок Эфиопии было поставлено порядка 80 боевых и транспортных самолётов и вертолётов (истребители МиГ-21, вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-24), 600 танков Т-55 и Т-62, 300 единиц лёгкой бронетехники (БТР-60, АСУ-57, БМД, БМП-1 и БРДМ-2), 510 артсистем и систем залпового огня БМ-21, 300 зенитно-ракетных комплексов.
СССР в очередной раз подтверждал возможность создавать за ограниченное время целые армии, отлично вооруженные и оснащенные.
В начале 1978 года все это начинает давать результаты и ход войны поворачивается. Теперь части Эфиопии, поддерживаемые кубинцами, управляемые советскими офицерами, и уже частично перевооруженные на отечественное оружие, теснят сомалийские войска и наносят им поражение за поражением.
Данный конфликт характеризовался крайне высоким уровнем применения авиации. Интересной особенностью являлось, что американские F-5, пилотируемые советскими и кубинскими летчиками, противостояли МиГ-21, на которых воевали сомалийские пилоты.
9 марта 1978 года последние части сомалийской армии покидают территорию Эфиопии, потеряв при этом до 80% всей имеющейся техники.
Война нанесла существенный урон обеим сторонам. Потери в живой силе исчислялись десятками тысяч человек.
Сомалийский режим Барре не оправился от военной авантюры, закончившейся катастрофой. Центральная власть значительно ослабла, страна погрузилась в пучину хаоса и дестабилизации, которая в итоге привела к гражданской войне, продолжающейся и по настоящее время.
Государству стало не до внешней политики и построения «Великого Сомали».
Эфиопия, несмотря на отражение агрессии, и сохранения Огадена в своем составе, также крайне ослабла в военном плане. Экономика страны была разрушена и подорвана войной, несмотря на интенсивную советскую помощь. Конфликт в Эритреи не прекратился, что привело к ее окончательному отделению в 1993 году.
Для СССР данный конфликт, несмотря на все ресурсные затраты, стал чистой победой образа ведения военных действий и оружия.
Учитывая иронию подоплеки противостояния, во многом над самим собой…
Продолжение следует...
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся, скоро выйдет следующая!