ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 1952 ГОДА В ХЕЛЬСИНКИ ОФИЦИАЛЬНО ПРОДОЛЖАЮТСЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ. ЭТО БЫЛИ XV ПО СЧЁТУ ИГРЫ, КОТОРЫЕ, ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ БУКВЕ ОЛИМПИЙСКОЙ ХАРТИИ СТАЛИ НЕЗАКОНЧЕННОЙ ОЛИМПИАДОЙ.
ФИНСКАЯ СТОЛИЦА ГОТОВА БЫЛА ПРИНИМАТЬ ОЛИМПИАДУ ЕЩЁ В 1940 ГОДУ. ДЛЯ ИГР БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ НЕДАЛЕКО ОТ ЦЕНТРА ГОРОДА И ОЛИМПИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ, И ОЛИМПИЙСКИЙ СТАДИОН И МНОЖЕСТВО ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ. ОДНАКО, ТОГДА МИРУ БЫЛО НЕ ДО СПОРТА — УЖЕ ГОД ШЛА ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Упущенный из-за войны шанс финнам повторно предоставили не сразу. Не исключено, что тут роль сыграл неудачный выбор Финляндией стороны в противостоянии Оси с Союзниками.
После войны немцев с японцами и вовсе на время исключили из Олимпийского движения. В 1948 году летняя и зимняя Олимпиады прошли в Лондоне и Санкт-Морице, соответственно.
Ни сборную Германии, ни сборную Японии на них не позвали.
Однако, к 1952 году мировая спортивная общественность пришла к выводу, что наказывать всю нацию за преступные действия её части не конструктивно, и немцам с японцами позволили вернуться в Олимпийское движение.
19 июля 1952 года над Олимпийским стадионом в Хельсинки под звук фанфар взлетели шесть тысяч белых голубей, и Президент Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви (между прочим, в последствии — кавалер ордена Ленина, высшей награды СССР) провозгласил XV Олимпийские игры открытыми.
Стадион синхронно, безо всякой подготовки и какой-либо команды встал, чтобы приветствовать человека, вбежавшего на арену с Олимпийским огнём в руках (а присутствовало в тот день на стадионе 70 435 человек!), скандируя имя бегуна: «Нурми, Нурми, Нурми…»
То, что огонь Олимпиады будет зажигать именно он, организаторы держали в секрете.
В двух словах объясним, почему появление на беговой дорожке пожилого мужчины ( в 1952 году ему исполнилось 55 лет) вызвало бурю эмоций у публики, особенно у финской её части.
Пааво Нурми завоевал 12 олимпийских медалей по лёгкой атлетике, 9 из них — золотые. Только на одной Олимпиаде в 1924 году в Париже он собрал 5 высших наград. Для сравнения: на Олимпиаде-52 ВСЯ сборная Финляндии — 228 мужчин и 30 женщин — в 18 видах спорта смогли завоевать 6 золотых медалей.
За всё время существования Олимпийского движения по 9 золотых олимпийских медалей собрали четверо землян — Пааво Нурми, «летучий финн», как его прозвали, Лариса Латынина, Марк Спитц и Карл Льюис.
И всего один человек — Майкл Фелпс, завоевавший 18 золотых Олимпийских медалей, смог превзойти их достижения.
Пааво Нурми часто называют величайшим легкоатлетом всех времён по совокупности его достижений — 12 Олимпийских медалей, 22 официальных и 13 неофициальных мировых рекордов.
Только в конце XX века «побить» «летучего финна» по количеству мировых рекордов (но не Олимпийских медалей!) смог прыгун с шестом Сергей Бубка, обновивший 35 высших результатов в своём виде спорта.
Завершим рассказ о Нурми следующей деталью: прессу «летучий финн» не любил. Почему — отдельная история, но не любил он журналистов сильно. В 1967 году он согласился дать интервью радио Юле — Yle ( Финское Гостелерадио) в честь собственного 70-летия лишь потому, что в роли интервьюера вызвался выступить Урхо Калева Кекконен, действующий (!) на тот момент Президент Финляндской Республики.
Вот такой человек внёс олимпийский огонь на дорожку Олимпийского стадиона Хельсинки 19 июля 1952 года. Как уже сообщалось выше, его встречали более 70 000 зрителей.
Учитывая, что население Хельсинки 60 лет назад составляло 384 521 человек (во всей Финляндии тогда проживало 4 064 727 человек), не сложно вычислить, что на открытие пришёл примерно каждый пятый горожанин.
Это, как если бы в Лондоне в 2012 году на церемонии открытия Олимпиады присутствовало миллиона полтора зрителей.
Кстати, игры изрядно поспособствовали развитию городской инфраструктуры финской столицы. Для них были построены, например, работающий по сей день Олимпийский причал в Южном порту и новый аэропорт — тот самый аэропорт Вантаа, который и через 60 лет остаётся главными воздушными воротами Хельсинки.
Один из самых маленьких «олимпийских объектов», доживших до наших дней - ларёк-закусочная на вокзальной площади. Его построили ещё к Олимпиаде 1940 года и с тех пор (с перерывами ,правда) так и используют, как точку общественного питания.
Да что там ларёк или аэропорт!
Первый в Хельсинки светофор на пересечении Алексантеринкату (Aleksanterinkatu) и Миконкату (Mikonkatu) тоже появился в 1952 году.
Однако, главным украшением Олимпийского Хельсинки стала не завораживающая смена «красного-жёлтого-зелёного» огней, а первая мисс Вселенная!
Победительница финского национального конкурса красоты, девушка по имени Арми Куусела из города Мухос (сегодня его население почти 9 000 человек — это, если округлять, конечно, в большую сторону). Тем не менее, девушка Арми из Мухоса официально была признана самой красивой молодой финкой в 1952 году. В качестве приза она получила право принять участие в первом в истории конкурсе Мисс Вселенная в США.