С IX ВЕКА ПО СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЧЕРЕЗ ШВЕДСКИЙ ПРЕСТОЛ “ПРОШЛО” 72 КОРОЛЯ И КОРОЛЕВЫ, ВКЛЮЧАЯ НЫНЕШНЕГО ПРАВИТЕЛЯ КАРЛА XVI ГУСТАВА.
СРЕДИ НИХ БЫЛИ КАК ВПОЛНЕ ЗАУРЯДНЫЕ МОНАРХИ, О КОТОРЫХ ПОМНЯТ ЛИШЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИСТОРИКИ, ТАК И УНИКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ, ЖИЗНЬ КОТОРЫХ МОЖЕТ СТАТЬ СЮЖЕТОМ ДЛЯ ЗАХВАТЫВАЮЩЕГО АВАНТЮРНОГО РОМАНА.
Одним из таких уникумов на шведском престоле был Карл XIV Юхан (годы правления 1818-1844).
Жизнь этого короля сложилась таким образом, что он мог стать кем угодно, только не монархом скандинавского государства.
Но волею судеб Карл стал таковым, да еще и положил начало новой династии, которая до сих пор правит в Стокгольме.
Начнем с того, что Карл XIV Юхан не был шведом.
Он родился в 1763 году на юго-западе Франции, в провинции Гасконь (земляк мушкетера д’Артаньяна, героя романов Александра Дюма!), и при рождении получил абсолютно нескандинавские имя и фамилию Жан-Батист Бернадот (Jean-Baptiste Bernadotte).
В европейской монархической традиции национальность не играла большой роли. Право на трон определялось знатностью происхождения и родословной правителя. Но и с этим у Бернадота были “проблемы”.
Он был младшим сыном адвоката, не имевшего дворянского звания и не состоявшего в родстве с монархами.
Бернадот собирался продолжить семейную традицию и стать юристом, но смерть отца поставила семью в тяжелое материальное положение.
Младший сын, не имея денег на образование, круто изменил свою жизнь и в 1780 году стал военным. Он служил на юге Франции, где прославился как смелый солдат (а затем и офицер), а также - дуэлянт, отличный фехтовальщик и герой-любовник.
Историк и писатель Рональд Делдерфилд (Ronald Delderfield) в своей книге
“Маршалы Наполеона” так описывает Бернадота: «Высокий, красивый, с большим римским носом, он выглядел весьма импозантно и обладал высоким интеллектом....
Порой он вел себя как истинный гасконец: горлопан, задавала и записной вояка. Иногда же он проявлял себя самым добропорядочным, самым спокойным и самым разумным офицером, который когда-либо застегивал на себе портупею. Похоже, он подстраивал свой характер под изменяющиеся обстоятельства или под натуру того человека, с которым в данный момент имел дело».
Современники вспоминают Бернадота как очень амбициозного, энергичного, но вспыльчивого человека со сложным характером. В этом плане его можно сравнить с “литературным земляком” д’Артаньяном. Не исключено, что Александр Дюма “списал” образ знаменитого мушкетера именно с Бернадота. А еще он не страдал от излишней скромности и уже будучи крупным военачальником добавил к своему имени приставку Жюль (Юлий) в честь Юлия Цезаря.
Другой интересный поворот судьбы будущего Карла XIV - он взошел на шведский трон во многом благодаря Великой Французской революции 1789 года, при которой восставшие французы казнили действующего монарха Людовика XVI. Вся Европа ополчилась на мятежное государство, жители которого свергли и убили своего короля.
Бернадот был активным участником революционных событий. Он перешел на сторону восставших и несколько лет воевал с монархистами, проявив при этом незаурядную смелость.
Во время одного из сражений, видя, как отступают его солдаты, Бернадот стал перед ними, сорвал с себя погоны (к тому времени он уже стал полковником) и закричал: «Если вы опозорите себя, бежав с поля боя, я отказываюсь быть вашим полковником!». Солдаты остановились и снова пошли в атаку на неприятеля.
В июле 1794 года он настолько хорошо проявил себя во время битвы при Флерюсе, что ему прямо на поле боя было присвоено звание генерала.
Бернадот не раз оказывался на грани гибели. Так, в бою под Дейнингом в 1796 году он получил сильный удар саблей по голове. Если бы не шляпа из плотного материала, смягчившая удар, шведам пришлось бы искать другого короля.
Но иногда Бернадот проявлял себя не самым благородным образом. Во время битвы под Вюрцбургом, в сентябре 1796 года, он, предчувствуя поражение, просто не прибыл на поле сражения, прикинувшись больным. С точки зрения офицерской чести - поступок откровенно трусливый. Но на популярности Бернадота среди французских солдат это никак не сказалось.
В 1797 году он познакомился с Наполеоном Банапартом и вскоре стал его близким другом. Настолько близким, что в 1799 году, перед Швейцарским походом, император назначил Бернадота преемником на случай своей гибели.
Несостоявшийся юрист проявил себя как смелый военный и в 1804 году стал маршалом Франции, командующим 1-ым корпусом Великой Армии, самой мощной в тогдашней Европе.
В этом качестве он не раз побеждал самых выдающихся полководцев Старого Света, участвовал во многих походах Наполеона. В монархическом государстве Бернадот вряд ли бы добился таких успехов по причине незнатного происхождения.
Но в революционной Франции с ее “свободой, равенством и братством” человека оценивали в первую очередь по деловым качествам.
Будущий шведский король женился на Дезире Клари (Dеsirеe Clary), которая до этого была невестой Наполеона. Но более удачливая Жозефина Богарне (Josеphine de Beauharnais) “отбила” у нее будущего императора Франции.
Имя Наполеона внушало ужас всем королям и королевам Старого Света. Его даже считали “антихристом”, воплощением дьявола на Земле. Его другу и соратнику Бернадоту была гарантирована ненависть всех монархов Европы. Но это не помешало гасконцу самому занять трон.
Француз считал годы, проведенные в армии Наполеона, самыми лучшими в своей жизни. Уже в старости Карл XIV Юхан в порыве откровенности сказал кому-то из подданных: «Когда-то я был французским маршалом, теперь же я всего лишь король Швеции». Видимо, его энергичная натура с трудом уживалась с монотонной и однообразной “работой” короля.
Шведы должны сказать “спасибо” этой черте характера Бернадота. В 1801 году Наполеон решил отправить его послом в США. Бернадот к тому времени уже имел небольшой опыт дипломатической работы.
В 1798 году он исполнял обязанности посла Франции в Австрии. Правда, повел себя отнюдь не дипломатично.
Бернадот водрузил на посольстве посреди Вены, имперской столицы, трехцветное республиканское знамя, которое вызывало ненависть у всех монархистов Европы. В Австрии по этому поводу даже произошли беспорядки.
Интересно, что в 1830 году он, уже будучи королем Швеции, попросил французского посла убрать трехцветное знамя со здания посольства в Стокгольме, посчитав его неуместным в королевстве. Вот так республиканец превратился в монархиста.
Дипломатия не интересовала Бернадота. Возможно, опоздание на корабль и странный инцидент в Вене были сознательными акциями. Бернадот хотел, чтобы его отстранили от дипломатической работы. В противном случае он мог бы стать послом, но не королем.
В 1799-1800 годах Бернадот также успел поработать военным министром Франции. На этой должности он прославился своим трудоголизмом - его рабочий день начинался в четыре утра и продолжался до восьми вечера. Причем министр требовал того же и от своих подчиненных.
Он впервые столкнулся со шведами, своими будущими подданными, в ноябре 1806 года, во время битвы при Йене и Ауэрштедте в Германии.
Бернадот нанес сокрушительное поражение прусскому фельдмаршалу Блюхеру, в армии которого сражалось немало скандинавов. Швеция участвовала в антинаполеоновской коалиции и направила на борьбу с французским императором 18 тысяч солдат.
Примерно тысяча из них во главе с полковником Густавом Мернером сдалась в плен Бернадоту после разгрома Блюхера.
Маршал очень хорошо отнесся к пленным, которые после возвращения на родину много рассказывали соотечественникам о благородном французском офицере.
Именно они спустя четыре года сыграют огромную роль в избрании Бернадота на шведский престол.
В 1807-1810 годах маршал был губернатором Ганзейских городов в Северной Германии - Бремена, Любека и Гамбурга. Это уже совсем близко к Швеции. Здесь Бернадот проявил себя как хороший управленец. Он развивал торговлю со скандинавскими странами. Маршал не мешал ганзейским купцам отправлять товары в Англию, несмотря на континентальную блокаду, объявленную Наполеоном.
Очень скоро о гасконце узнала вся Северная Европа.
Интересный факт - Наполеон поручил Бернадоту подготовку плана вторжения в Швецию, чем тот добросовестно занимался на протяжении трех лет губернаторства в Германии.
Он прочитал множество книг о стране, часто общался со шведскими пленными и германскими купцами, торговавшими с королевством. Неизвестно, насколько план был хорош, высадка в Скандинавии так и не состоялась, но его подготовка позволила маршалу лучше узнать страну, которой ему предстояло править.
Между тем, у Бернадота осложнились отношения с французским императором. Маршал неудачно действовал во время войны против русской армии в Польше. Наполеону здесь не удалось одержать победу, в чем он обвинил именно Бернадота.
Усилилась взаимная неприязнь с сослуживцами. Ганзейский губернатор считал себя полномочным представителем императора в германских землях. Но в 1808 году командующим почти всеми французскими войсками на этой территории стал другой наполеоновский маршал, Луи Даву (Louis Davout).
Два руководителя не смогли поделить власть и стали враждовать друг с другом. Даву, а затем еще и другой маршал, Луи Бертье (Louis Berthier), постоянно писали Наполеону жалобы на Бернадота. Тот не оставался в долгу и также обвинял сослуживцев в различных нарушениях.
Дело доходило до взаимной слежки за противниками и тайного вскрытия их писем. Сейчас сложно сказать, кто из участников конфликта был прав, а кто виноват. Скорее всего виновны в той или иной степени были все.
Уставший от интриг Бернадот неоднократно писал Наполеону прошение об отставке, но всякий раз получал отказ.
Несмотря на разногласия, император не хотел терять столь опытного военачальника.
Читать продолжение статьи на сайте