Представить сложно, на сколько велик в своей глубине и протяжённости космический океан. Здесь, на Земле, расстояние в один световой год кажется невообразимо огромным, там же, за бортом, это трудно воспринимать даже за скромный шажок.
Давайте же взглянем на Вселенную, вооружившись штангенциркулем и рулеткой. Расставим наконец все точки над "i".
Стоит прищуриться
Не имеет смысла рассматривать мегамир, оставив без внимания его микро- и макроаналоги.
Наименьшим возможным расстоянием во Вселенной принята величина, именуемая планковской длиной. Эта величина настолько мала, что уместилась бы в диаметре копеечной монеты примерно десять раз. Десять в 33 степени раз.
Физических объектов подобных размеров не обнаружено, по той простой причине, что современное оборудование и наука в целом ещё не способны подглядывать за микромиром столь настойчиво.
Электрон не так прост, как кажется
А почему - мы обсудим в следующий раз. Сейчас обратим внимание на размеры атомов. Самый маленький атом (гелия) имеет размер 32 пикометра, самый большой (цезия) - 225 пикометров. Чтобы понять незначительность этих размеров в повседневной жизни, достаточно взглянуть на пару примеров: в диаметр обычного человеческого волоса может уместиться около миллиона атомов углерода, капля воды же содержит в себе около двух секстиллионов атомов кислорода. Шок.
От подножья к вершине эволюции
Микоплазмы - самые мелкие прокариоты. Размер их равен приблизительно 125-150 нанометров. Всё ещё слишком малы, чтобы можно было разглядеть без микроскопа.
Амёба обыкновенная, размерами в пределах 0,2-0,5 мм. Наконец-то можно отложить увеличивающее оборудование в сторону, однако, недовольный прищур никуда не делся.
Вот и подошла очередь человека разумного. Средний рост гражданина Сверхдержавы равняется примерно ста семидесяти сантиметрам.
К разговору о вершинах. Самая высокая точка планеты Земля - Эверест, пик которой приходится на 8 848 метров над уровнем океана.
Поехали!
Перешагнув за порог макромира, мы открываем для себя мегамир: планеты, звёзды, галактики! Но обо всём по порядку.
Диаметр Земли - 12 742 километра. Самой маленькой известной планетой на сегодняшний день является Кеплер-37b, диаметр которого едва-едва превышает размер Луны и равняется 4 511 км.
Самой же большой на данный момент считается планета с неромантичным названием TrES-4, диаметр которой в 1,7 раз превышает оный Юпитера и равняется 257 228 км. Впечатляет? Разумеется, ещё немного и сравняется с расстоянием от кровати до твоего универа.
Сквозь тернии к звёздам
Диаметр нашего раскалённого светила равняется 1 391 016 км. Но есть звёзды куда более шокирующих размеров. К ним относится красный супергигант VY Canis Majoris в созвездии Большого Пса. Жиробубель обладает диаметром почти 2 миллиарда километров, что превышает диаметр нашего дрища в 1 540 раз!
Чтобы один раз обогнуть экватор данной громадины, уйдёт примерно 6,3 миллиона часов и около 16,3 миллиона тонн самолётного топлива. Серьёзный конкурент паровоза Москва-Владивосток.
В бесконечность и далее!
Для пересечения Солнечной системы нам потребует преодолеть расстояние порядка 9 миллиардов километров. Всё ещё огромный шаг для человечества и отсутствие движения для бесконечности.
Переходя на галактический уровень намного рациональнее ввести новую единицу измерения - световой год. Световым годом считается расстояние, которое свет в вакууме преодолевает за год. Справедливо. Таким образом, световой год равняется (при достаточно грубом округлении) девяти с половиной тысячам миллиардов километров. Расстояние в один световой год уже довольно сильно обескураживает, однако, мы ещё только начинаем.
Млечный Путь, наш отчий дом, взрастил в себе около 200-400 миллиардов звёзд. Но космос, как и атом, по своей природе - сплошная пустота с редкими вкраплениями материи, и от того расстояния между соседними звёздами могут колебаться от нескольких единиц до нескольких десятков световых лет. Сложив два плюс два, мы получаем интересную картину: диаметр нашей галактики равен 100 000 световых лет.
Но что мы всё о себе. Самая большая на данный момент галактика - IC 1101 - содержит в себе около 100 триллионов звёзд и обладает диаметром 6 миллионов световых лет.
Чем дальше в лес...
Как планеты со звёздами складываются в системы, а системы в галактики, так и сами галактики складываются в кластеры, иначе говоря, скопления и сверхскопления галактик.
Сверхскопление Ланиакея, к которому принадлежим мы с вами, является одним из самых крупных. Его диаметр - 500 миллионов световых лет.
Здесь мы довольно плотно подступаем к границам научного знания. Метагалактика, или Видимая Вселенная, - та часть космоса, которую люди в принципе могут наблюдать. Это не означает, что за её пределами мир обрывается, совсем нет. Дело в том, что свет с краёв этой сферы попросту не успел дойти до наблюдателей с Земли с момента Большого Взрыва.
За пределами Метагалактики находится гипотетические внеметагалактические объекты, о которых, возможно, станет известно только тогда, когда их свет или радиоволны дойдут до земных приёмников.
Метагалактика содержит более 500 миллиардов галактик, представляет собой шар диаметром 93 миллиарда световых лет и имеет центр, приходящийся на планету Земля. Разумеется, это не означает, что наша планета - центр мира. Это лишь означает, что за точку отсчёта мы приняли именно её, уж исторически так сложилось. Например, когда колонисты Илона Маска подомнут под себя марсианский грунт, их Видимая Вселенная будет отличаться от нашей и своим центром, и своими крайними галактиками-маяками, но не размерами - свету неважна точка отсчёта. Размер любой Метагалактики на данный момент равняется 93 миллиарда световых лет, а возраст - 13,4 миллиарда лет.
Подробнее о всех этих Больших Взрывах, красных смещениях, реликтовых излучениях и прочих космологических горизонтах обязательно поговорим как-нибудь в другой раз.
Вернёмся на Землю
Размышления о размерах мира вокруг нас могут повергнуть в шок. Мы кажемся себе не просто песчинками, а буквально той самой межзвёздной пустотой на фоне всех этих гигантских расстояний.
Но не стоит впадать в глубокий самоанализ и усердную саморефлексию. Изложенный выше текст лишь повод донести одну простую мысль: повседневные проблемы, кажущиеся сегодня неразрешимыми трагедиями, наверняка не столь глобальны и бесповоротны, как то, что происходит за пределами наших домов, офисов, кабинетов. Возможно, иногда стоит отложить на время ссоры и крики, и молча уткнуться в звёздное полотно хотя бы на секунду-другую.