В январе 2018 года команда “Камаз-Мастер” взяла 15-ю победу в сороковом, юбилейном заезде ралли Dakar. Предлагаем ознакомится с историей столь популярной гонки.
Гоночный стартап
В 70-х годах европейское общество переживало “золотой век” и граждане развитых стран тосковали по приключениям. Одним из способ развлекаться стали заезды на севере Африки. В заезды был вовлечен узкий круг любителей, но призовые можно было получить уже тогда. Менеджеры занимались организационными вопросами, а спонсоры обеспечивали финансовую поддержку.
Одним из таких “любителей” был 28-летний гонщик Тьерри Сабин, гоняющий по пескам Африки на байке. В 1977 году, участвуя в ралли, он заблудился в пустыне площадью 400 тыс. квадратных километров.
Как гонщик выбрался - открытый вопрос. Известно лишь то, что ему помогли местные аборигены, но факт чудесного спасение из дикой пустыни стал сенсацией, а сам Тьерри превратился в медийную личность. Все эти факторы стали поводом для размышления среди сообщества гонщиков и спонсоров. “Чутье” и расчеты подсказывали им, что масштабная гонка может быть интересна широкой аудитории. И оно их не обмануло! В конце 1978 года был разработан маршрут и концепция гонки с ежедневными заданиями, на которую записались гонщики со всего мира.
Хоть горшком назови, только в гонку поставь
Причина названия масштабной гонки по пустыне словом “ралли” не очевидна. Сам по себе принцип ралли заключается в том, что гонка такого типа проходит на автомобильной дороге, гравийной или асфальтированной. Протяженность ралли не обязательно должна быть большой. Дакар же является прямой противоположностью такой гонке - заезд идет на длинную дистанцию, а про дороги и вовсе нет речи. Весь смысл Дакара заключается в испытании возможностей человека и транспорта. Организаторы пытались устранить недопонимание введя в оборот термин “ралли-рейд” для гонок по бездорожью, но термин так и не стал популярным.
Изначально гонка стартовала из Парижа, что оправдывало название “Париж - Дакар”, но уже начиная с 1985 года точка старта начала меняться. Сначала она “гуляла” по регионам Франции, а затем Испании и Португалии, из-за чего Париж ушел из названия и осталось лишь “ралли Дакар”.
Слишком жаркая Африка
Проблемы проведения протяженных гонок через африканский континент не заставили себя ждать. Голод, отсутствие развитых систем здравоохранения, перевороты и терроризм - все это стало постоянными проблемами Дакар в период гонок по Африке. Начальный маршрут был обкатан всего 2 раза в 1979 и 1980 годах. Гонщики, начиная заезд с севера, двигались через Мали, Нигер и маленькие страны до Сенегала, в котором располагался финиш.
В 1981 году маршрут меняют в зависимости от угрозы безопасности в той или другой стране. В 1984 году маршрут значительно изменился с уклоном на юг, а в 1989 высадка на континенте производилась попеременно в трех странах - Тунисе, Ливии и Марокко.
Несмотря на мелкие изменения, направление было неизменно до 1992: с севера гонщики и зрители двигались на юг до центральной Африки, а оттуда на западное атлантическое побережье. Но со следующего года организаторы кардинально перекроили путь движения, решив сделать гонку протяженной через весь континент. Исключительными стали маршруты 2000 и 2003 годов, когда гонка проходила не с севера на юг, а с запада на восток, а длина маршрута превышала 10 тысяч километров.
В 2008 году министерство иностранных дел Франции сообщило организаторам, о запланированной террористической атаке на маршруте. Это был слишком высокий риск не только для участников, но и многочисленных зрителей. Кроме того, незадолго до старта гонки произошло два теракта Аль Каиды. На разработку нового маршрута времени уже не оставалось и гонка было отменена.
Ламы и Альпаки
Очевидно, что отмена заезда отрицательно повлияли на всех, кто был связан с ралли: участников, зрителей, организаторов, спонсоров. Нельзя было больше подвергать себя такому риску и было принято решение изменить место проведения. Но куда? Наиболее близкими к традиционному Дакару стали ландшафты Южной Америки.
Опять таки, из соображений безопасности Южная Америка подходила больше: с точки зрения организации все, кроме зрителей, оказались в выигрыше, т.к. цены на перемещения выросли. Официально с 2009 года маршрут ралли пролегает через Перу, Чили, Аргентину и другие страны.
Сегодня ралли Дакар - это отлично организованный коммерческий заезд, который все равно сохраняет в себе дух свободы; как и в самом начале, любой желающий может принять участие в гонке на абсолютно любом транспорте, однако протяженность в безумные 13-14 тысяч километров осталась в прошлом.
Как проходит заезд?
- Все участники заезда должны строго следовать заданному маршруту и выполнять ежедневные задания.
- Средняя длина трассы – 10 тыс. км. Около половины из них занимают так называемые «спецучастки»: пески, грязь, травяные грунты, горные породы.
- Вся трасса разбивается на ежедневные непрерывные этапы. Протяженность каждого – до 900 км.
- Как правило, один день посредине ралли – это «rest day» — гонки не проводятся.
- Маршруты для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и квадроциклов – различны по сложности и протяженности. Победитель устанавливается в каждом виде транспорта.
- Южноамериканский заезд длится 15 дней (африканские были по 22 дня);
- Месяц проведения – январь.
Рекомендуем к просмотру:
Документальный фильм “История Париж Дакара”
Документальный фильм о команде “Камаз-мастер”
Понравилась статья? Рекомендуем к прочтению:
Материал подготовлен специально для картодрома Primo Karting, Санкт-Петербург
Автор текста: Арсен Нижников