А ведь я даже подумал, что судьба решила вознаградить меня за какое-то неучтенное доброе дело. План командировки внезапно поменялся, и теперь я должен был вылетать из Парижа не во время самой гонки, а через полтора часа после ее окончания. Это же превосходно, как раз успею все посмотреть и даже запостить что-нибудь в телеграм! Вот только в Париж еще предстояло добраться из Португалии – и именно тут выяснилось, что все добрые дела уже были оплачены мирозданием в полном объеме. Резерва не осталось, а кредитную линию мне решили не открывать. Рейс из Фаро задержали на час с лишним, и на французский бетон мы плюхнулись ровно через пять минут после старта Гран-при. Пока рулежка, пока автобус и судорожные поиски вайфая… Нет, включать такую гонку на двадцатом круге – кощунство.
Лучше вырубить все чаты, под страхом смерти не заходить в социальные сети – да вообще забыть, что в мире есть интернет. Знаете, сколько шагов требуется, чтобы пройти терминал 2С «Шарль де Голля» из одного конца в другой? Ровно 537. Магазинов там 26, а ресторанов – пять. Перед самым вылетом пытаюсь скачать гонку с торрента, но лишь обнаруживаю единственную сущность в галактике, уступающую по скорости Williams FW41. Ей оказался местный интернет. Затем самый беспокойный перелет последних лет, Шереметьево, завешанное рекламой чемпионата мира по не помню какой игре, такси, пять утра, дом – и вот заветная кнопка play, которую я нажимаю чуть ли не с оргазмическими ощущениями. Канада же, погнали!
Обратите внимание на сам твит. Это чистая правда.
Плотный старт, эпичная авария Стролла и Хартли, сеанс мексиканского дрифта от Чеко Переса, первые (и единственные) пит-стопы, на которых Рикьярдо красиво обставил Хэмилтона – и… И я позорно вырубился. В итоге, как вы наверняка знаете, не упустив вообще ничего.
К чему я все это написал? Да просто история мучений одного незадачливого болельщика вдруг оказалась интереснее и драматичнее, чем все многомиллионное шоу на одной из лучших трасс чемпионата.
Серьезно, это было почти так же скучно, как в Монако и Барселоне – и теперь уже точно понятно, почему. Да-да, речь о регламенте. Машины выглядят агрессивно и развивают рекордные скорости, но какой с этого толк, если даже в обгонном Монреале люди не могут преследовать друг друга вплотную? Чтобы сделать жизнь еще тухлее, подумали руководители Формулы-1, давайте введем ограничение в три мотора на сезон – это же весело, когда гонщикам приходится дрожать при малейших признаках перегрева и держаться от соперников еще дальше!
Мало? Тогда пускай три мягчайших состава резины позволяют проезжать гонку с единственным пит-стопом, а супер(!)софт выдерживает всю дистанцию. А после этого они бьют себя пяткой в грудь и утверждают, что изо всех сил стараются делать спорт интереснее и привлекать новых болельщиков.
Иными словами, в Бахрейне, Китае и Баку нам просто нереально везло. Современная Формула-1 написана идиотами, и потому просто не работает без помощи других идиотов. Пока пилоты не ферстаппят, механики не хаасят, а стратеги не феррарят, смотреть публике абсолютно не на что. Или кто-то действительно считает, что Хэмилтон пусть без апдейтов, но просто с новым мотором, который не надо беречь, не поборолся бы как минимум с Рикьярдо?
И кстати, не надейтесь, что поправки к правилам на 2019 год обязательно спасут ситуацию. От судорожного решения упростить аэродинамику уже взвыли конструкторы, которым теперь придется проектировать новые машины вместо доработки существующих, и в то же время сама FIA говорит о «высокой вероятности» улучшения качества гонок. В переводе с бюрократического на русский это означает: «Да хрен его знает. Может да, а может и нет».
На этом фоне даже как-то не получается злиться на компьютерные звезды Heineken, лицемерно встроенные в трансляцию рядом с заветами не бухать за рулем. Или на фарс с досрочной остановкой гонки из-за того, что какой-то маршал не вовремя скомандовал какой-то фотомодели махнуть финишным флагом. Просто еще пара кусков одного большого шапито-пазла.
Но вот что удивительно. Несмотря на отвратительные гонки, глобально чемпионат чудо как хорош.
Мы ждали, что Канаду оставят за собой «Стрелы», потому что они всегда так делают, только вот реальность оказалась иной. У Mercedes есть железная отмазка в виде переноса обновлений моторов, из-за которого старым движкам пришлось пахать еще одну гонку… Но можете ли вы себе представить, чтобы в предыдущие годы такая мелочь остановила Хэмилтона? Или чтобы два гонщика Red Bull в Канаде на равных спорили с пилотами лидирующих команд и даже опережали их? Борьба реально уплотняется, исходы гонок начинают зависеть от мелочей и нюансов, и предсказать результат каждого следующего этапа становится все сложнее. Равно как и всего чемпионата. Кто может однозначно поставить на Ferrari или Mercedes? А прям дать руку на отсечение, что «Быки» не включатся в борьбу по-настоящему? То-то же.
Шансы есть почти у всех. Хэмилтон и Боттас обмениваются друг с другом взлетами и падениями, Рикьярдо прекрасен и великолепен, но ровно до тех пор, пока Ферстаппен не вспоминает азы безопасной езды, как это случилось в Канаде… А потенциально сильнейшая связка Феттеля и Ferrari слишком уж зависит от биоритмов галапагосских черепах и атмосферного давления на Венере – иначе двух лидеров чемпионата сейчас разделяло бы совсем не одно очко. В общую канву не вписывается только Райкконен, за которого уже не может быть еще стыднее. На месте Кими я бы ушел из гонок прямо сейчас, посреди сезона, выкинув на прощание что-то в его стиле – с мороженым и leave me alone.
Только представьте, какая поднялась бы движуха! Ferrari начала бы суматошно выбирать между Джовинацци и Квятом на этот год, между Рикьярдо, Леклером и Боттасом на следующий, сдвинулись бы позиции во всех остальных командах, и мы даже думать бы забыли о скучных гонках. Красиво. И туда же, в закат в обнимку с Кими, стоит уйти и Фернандо – просто потому, что McLaren уже никогда и никуда не поедет. Ну ладно, не «никогда», но в обозримом будущем: до тех пор, пока мощность моторов и скорость оранжевых машин не перестанут двигаться противоположными курсами.
Алонсо каким-то невероятным образом продолжает удерживать седьмое место в чемпионате даже после схода в своей юбилейной трехсотой гонке – и по праву заслуживает титул абсолютного чемпиона Формулы-1,5. Но больше ему претендовать не на что: до побед в Ле-Мане и Индикаре куда ближе, ну а «Маки» останутся с невнятным Вандорном – и поделом.
У Стоффеля вообще уникальная ситуация: парень полностью проваливает второй сезон, не имеет серьезных спонсоров, в отличие хотя бы от Эрикссона, но его месту до сих пор ничего не угрожает. Не надо прыгать выше головы, как чудесный Леклер, снова затащивший Sauber в десятку. Или как Гасли, прорвавшийся с девятнадцатого на одиннадцатое благодаря новому мотору (и вопреки штрафу за его установку).
И вот еще тема для обсуждения: какой движок теперь выберет Red Bull? Renault, с которым уже сейчас можно бороться за победы, или «Хонду», научившуюся догонять Force India на прямых и обещающую «Быкам» заводской статус? Правда, у розовых машин в Канаде тоже стояли старые и изношенные движки… Видите, сколько переменных!
А константа в этом бедламе только одна – к сожалению, это Williams. Хотя и тут полно вопросов. Пока конструкторский штаб посыпает головы пеплом, а гуру статистики подмечают, что белые машины единственные во всем пелотоне оказались слабее самих себя прошлогодних, я заметил вот что. Да, в канадской квалификации Стролл был на две десятки медленнее, чем Масса в 2017-м: 1:13.6 против 1:13.4. Но при этом в прошлом году Лэнс проиграл Фелипе аж 0,8 секунды в первом сегменте (1:14.2), а теперь отыграл сам у себя 0,6. И это – сюрприз! – вполне соответствует прогрессу остальных команд.
Предположим, во второй машине до сих пор сидит виртуальный Масса, который продолжает на столько же опережать Стролла. Тогда со временем около 1:12.8 он бодро выскакивает из Q1, а потом, отыграв еще четыре десятки в Q2 (так он сделал в прошлом году), опережает Кевина Магнуссена, оказываясь на одиннадцатом месте. На одиннадцатом! Вот только Массы во второй машине нет. Кстати, в Испании год назад Стролл был восемнадцатым, а Масса – девятым.
Но тут я позволю себе обойтись без глобальных выводов. Потому что действительно лучше бы случиться большому конструкторскому просчету, чем той ситуации, когда пара молодых и бестолковых гонщиков вместе с опытным, но потрепанным ментором просто гробит потенциал нормальной машины. Лучше для всех, и для болельщиков Сергея Сироткина в частности.
А итог напрашивается только один: черт с ними, со скучными гонками. В этой фазе чемпионата нам все равно будет, о чем поговорить – а там, глядишь, и экшн подтянется. Может, даже очень скоро. Ведь возвращающаяся в календарь Франция – вполне себе terra incognita. Ждем!