Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Вокзал для неудачников

Фильм «Вокзал для двоих» (1982) - это история двух лузеров, которые, несмотря на социальные различия, оказались равны друг другу. Авторы опускают пианиста Рябинина до зэка, чтобы ещё больше уравнять его с провинциальной официанточкой Верой.

Позднесоветское предперестроечное кино вообще любило воспевать неудачников, которым противопоставлялись... так называемые нужные люди, умеющие торговать чарджоусскими дынями. Если вы заметили - в кадре отсутствуют герои труда и вообще какие-нибудь советские гегемоны. Сугубо упадническое настроение.

Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1982). Скриншот.

Хороший человек Платон Рябинин получает по мордасам не только от бойкого проводника, но и от самой жизни. Красивая женщина Вера - волочёт свой унылейший воз. Живёт в незначительном городке. Работает на скучной и по большому счёту - унизительной работе. Как бы она ни прикрывалась фразочками, питается объедками с барских (и не очень барских) столов.

Не брезгует. А что делать? Не мы такие - жизнь такая. Впрочем, у её коллеги с претенциозным именем Виолетта - ещё более сумрачно. У той, которая всё никак замуж не выйдет и приосанивается каждый раз, когда видит сносного мужика поблизости. Вторая её подруга - Марина - как раз из категории нужных - пробилась аж в Интуристовский мир, что в СССР почиталось, как полное устройство судьбы и all inclusive в импортном шоколаде.

Но. Фраза настораживает: «Вы хотите, чтобы меня с работы, что ли, сняли? Вер? Да если узнают, что я кого-то из наших сюда пустила, такое будет… Мама, ой. Нет, Вера. Что ты! Я эту свою должность так добывала — вспоминать не хочется. Нет, нет, всё!» Кого-то из наших, понимаете? Наши - отстой. Их нельзя туда, где - комфорт, услуги, сервис.

Преклонение перед иностранцами, у которых есть всё, о чём не могут мечтать даже нужные люди. А ещё Марина-при-Интуристе никак не может выбрать, за кем ей быть - то ли за тотальным пьяницей, но у которого есть средства (интересно, как это совмещалось?!); то ли за средне-пьющим, но у которого ни черта нет, по большому счёту.

А совсем непьющих тут нет - даже для интуристовской дамы. «— А совсем непьющего не удалось отыскать? — Ой, что вы! Где их теперь найдёшь?» Интересно и название городка - Грибоедов. То ли - по фамилии автора «Горя от ума», то ли - от поедания грибов. Впрочем, в фильме довольно часто встречаются так называемые «говорящие» имена. Главгерой - Платон. Философ. Женщина - Вера, вера. Во что? Вера в светлое Будущее?

Так у Веры - всё тускло с самого детства. Для неё Платон - единственная возможность вырваться из унылой тухлятины, где она уже приноровилась (принюхалась). Пусть - зэк, но - пианист, умница, интеллигент. Для Платона - Вера - это возможность быть любимым. При этом - любым. Даже в тюремной робе. Далее - женщина, которую зовут «дядя Миша».

История этой клички рассказана в картине, однако, есть нюансы - эпоха, предлагавшая женщинам, стать дядями Мишами (и Прокофиями Людмиловичами - из другого шедевра Эльдара Рязанова), подсовывала им или мяконьких мягковых (а-ля Новосельцев), или - хамовато-мерзковатых Андрюш (я имею в виду усатого проводника в исполнении Михалкова).

От мяконьких все эти несчастные тёти Миши кидались к псевдо-бруталам, а устав от грубости, бежали в объятия к пианистам, не умеющим драться и торговать. Кстати, в этой роли Басилашвили - прекрасен, однако же, Мягков был бы - правильнее. Привычнее. Эпохальнее. Интересно, что именно слабый с виду интеллигент совершает, как минимум, два мужских поступка - берёт на себя вину своей супруги и - хотя бы пытается набить морду Андрею.

Но всё равно, в паре Вера-Платон более мужик - именно Вера. Она рулит и управляет ситуацией. Рябинин чаще всего растерян, как барышня-институтка. Есть ли будущее у этих отношений? Есть ли будущее у персонажей? Его даже у страны, в которой всё это происходи, на тот момент, не было. Только персонажи, да и мы-зрители, всего этого не знали.

Зина Корзина (с)

Взято из моего блога в ЖЖ

https://zina-korzina.livejournal.com/1281777.html