Найти тему
ScandiNews

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ТУРКУ: СЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ВЕКОВ ИСТОРИИ

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР, ВОЗЛЕ КОТОРОГО УСТАНОВЛЕН ПАМЯТНИК ПЕРУ БРАГЕ, БЫЛ ОСВЯЩЁН В 1300 ГОДУ.

СТРОИТЬ ЕГО НАЧАЛИ ЕЩЁ РАНЬШЕ, ТАК ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ СТАРЕЙШИХ ЗДАНИЙ ФИНЛЯНДИИ.

ЗА ПРОШЕДШИЕ СЕМЬ ВЕКОВ СОБОР НЕОДНОКРАТНО ГРАБИЛИ, СЖИГАЛИ, РЕМОНТИРОВАЛИ И ПЕРЕСТРАИВАЛИ. СВОЙ НЫНЕШНИЙ ВИД ЗДАНИЕ ОБРЕЛО В СЕРЕДИНЕ XV ВЕКА, КОГДА СВОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО НЕФА БЫЛИ ПОДНЯТЫ ДО СОВРЕМЕННЫХ 24 МЕТРОВ.

Пожар 1827 года полностью уничтожил внутреннее убранство и башню собора. Его современный интерьер был создан в основном в 30-е годы XIX века.

Новоготическую алтарную часть собора и кафедру проповедника проектировал Карл Энгель – автор известного ( и красивого!) архитектурного ансамбля на центральной – Сенатской – площади Хельсинки.

До конца XVIII в соборе хоронили тех жителей Финляндии, кто мог себе это позволить. Многие обитатели замка Турку, закончив свой земной путь, перебирались под своды главной церкви страны.

Витраж Владимира Сверчкова, изображающий Катарину Монсдоттер с детьми
Витраж Владимира Сверчкова, изображающий Катарину Монсдоттер с детьми

Самое известное из захоронений – гробница Катарины Монсдоттер. Витраж, изображающий её с детьми – дочерью Сигрид и сыном Густавом – был создан в немецкой мастерской художника Владимира Сверчкова.

Отец художника, генерал-майор Дмитрий Сверчков, некоторое время был комендантом Турку. Мать Владимира Сверчкова – Катарина (ещё одна Катарина!) Ениш (Katarina Charlotta Jaenisch) родилась в 1784 году в бывшем тогда уже русским Выборге.

Сам он появился на свет в финском городе Ловийса между 1820 и 1822 годом – разные источники указывают разные даты его рождения.

Дмитрий Сверчков входил в комитет по восстановлению кафедрального собора Турку, организованный во второй половине XIX века. В 1880-1881 годах он подарил 5 витражей для капелл собора. До наших дней сохранились три.

-3

Самое известное из захоронений – гробница Катарины Монсдоттер.

Витраж, изображающий её с детьми – дочерью Сигрид и сыном Густавом – был создан в немецкой мастерской художника Владимира Сверчкова.

Отец художника, генерал-майор Дмитрий Сверчков, некоторое время был комендантом Турку. Мать Владимира Сверчкова – Катарина (ещё одна Катарина!) Ениш (Katarina Charlotta Jaenisch) родилась в 1784 году в бывшем тогда уже русским Выборге.

Сам он появился на свет в финском городе Ловийса между 1820 и 1822 годом – разные источники указывают разные даты его рождения.

Дмитрий Сверчков входил в комитет по восстановлению кафедрального собора Турку, организованный во второй половине XIX века. В 1880-1881 годах он подарил 5 витражей для капелл собора. До наших дней сохранились три.

Один изображает шведского короля Густава II Адольфа у гроба его полководца Эверта Хурна ( Evert Karlsson Horn). Родившийся в Эстонии герой шведско-русских войн первого десятилетия XVII века был смертельно ранен во время осады Пскова в 1615 году и похоронен в собре Турку.

На втором – Катарина Монсдоттер с детьми, на третьем сохранившемся в соборе Турку витраже Владимира Сверчкова изображён Христос на кресте.

Помимо уже упомянутых деятелей финского Средневековья в соборе похоронены руководители церкви, дворяне, богатые горожане и военные.

Гробница Торстена Стольхандске
Гробница Торстена Стольхандске

Среди них Торстен Стольхандске (Torsten Stålhandske) – легендарный командир «хаккапелииттов», финской лёгкой кавалерии (по-фински, Hakkapeliitta – именно у кавалеристов Nokian Tyres позаимствовали название для своей продукции), наводившей ужас на противников Швеции в войнах XVI века.

«Хаккапелиитты» формировались из финнов и получили прозвище по своему боевому кличу «хаккаа пяялле!» (hakkaa päälle) (по другой версии, так звучал приказ к атаке, в отличие от других частей шведской армии, отдававшийся по-фински), что означает примерно «вдарим!», но чаще переводится, как «порубаем их!».

Торстен Стольхандске был невысокого роста, но отличался огромной силой. Его прозвали «Стольхандске» – «Стальная рука» – за привычку встречать пленных вражеских офицеров – чаще всего поляков или австрийцев – «честным шведским рукопожатием», как он его называл, после которого у бедняг из-под ногтей выступала кровь.

-5

В соборе и под ним расположено множество других захоронений. Значительная часть из них позволяет гидам продолжить ( и часто закончить) одну из историй, начатых в замке.