Становление карьеры футболиста
На протяжении 80-х годов прошлого столетия, Колумбия жила в атмосфере страха и беззакония. На политическую и экономическую составляющую страны влияли непосредственно наркокартели. Однако на этом фоне, при непосредственном влиянии финансов, стал развиваться футбол, для колумбийцев спорт номер один являлся предметом для национальной гордости. А их моральная составляющая напрямую зависела от успешности выступления сборной.
Сегодня хотелось бы поговорить об Андресе Эскобаре, чья судьба стала трагичным символом отношения к футболу в Колумбии.
Андрес Эскобар родился в Медельине, большом промышленном городе Колумбии, который стал столицей международной торговли кокаином и, где в среднем каждую неделю убивали по 80 человек. Но даже в столь преступной среде, юноша выбрал честный путь футбола, о котором мечтал с детства. В отличие от большинства сверстников Эскобара, его семья имела стабильный доход, поэтому он получил необходимое образование, вполне мог устроится на работу, но и в этом случае спорт взял вверх. Так Андрес попал в молодежную команду "Атлетико Насьональ", где дорос до основного состава всего за один год и дебютировал на профессиональном уровне в 19 летнем возрасте. На тот момент колумбийский футбол находился на переходном этапе. Доселе передовыми клубами континента были аргентинские "Бока Хуниорс" и "Ривер плэйт". Бразильские "Сантос" , "Крузейро". Однако к концу 80-х годов, постепенно стали набирать силу представители Колумбии во главе с "Атлетико Насьональ". Случилось это при активном вливании средств, большая часть которых поступала из наркобизнеса. На тот момент его возглавлял однофамилец Андреса - Пабло. Но в отличие от него Андрес воплощал в себе честность, лояльность и покорность обедневшего колумбийского населения. Для игрока на первом месте твердо стояли моральные и личностные ценности, поэтому даже во время вечеринок, которые для игроков устраивал Пабло Эскобар, он отказывался брать разного рода подарки. К тому же Эскобар футболист имел прекрасные игровые характеристики, которые позволили ему очень быстро стать основным защитником своего клуба. В 1988 году "Зеленые" с Андресом в составе стали вице-чемпионами Колумбии, а через год их ждал на тот момент главный успех в истории, триумф в КОПА ЛИБЕРДАДОРЕС. Непростой турнирный путь Атлетико завершился сложнейшим противостоянием с парагвайской Олимпией в финале. Соперники обменялись домашними победами со счетом 2:0, поэтому все решалось в серии пенальти, которую лучше провела колумбийская команда, а Эскобар реализовал первый удар с точки. После этого колумбиец отправился в Европу, в швейцарский "Янг Бойс". Однако там закрепиться не сумел, поэтому уже вскоре вернулся на Родину. И не зря, ведь ему сразу же удалось взять серебро чемпионата с Атлетико, а еще через год впервые получить золотые медали первенства.
Игра в сборной и роковая ошибка
К тому моменту, Эскобар уже стал стабильным игроком основы сборной Колумбии. И если на КОПА АМЕРИКА 89 года, колумбийцы вылетели на первом этапе, то два сезона спустя вышли в финальный раунд, где в достойной борьбе с Аргентиной, Бразилией, а также хозяйкой турнира, сборной Чили, заняли 4 место. Эскобар принял участие во всех 7 матчах на том турнире. Успешными были признаны выступления Колумбии и на Чемпионате Мира 1990 года, где ей удалось выйти из группы. Однако в стране все ждали следующего Мундиаля, который должен был пройти не в чужой Европе, а совсем неподалеку - в США. За полгода до старта турнира в истории Колумбии произошло значимое событие, правоохранительные органы ликвидировали Пабло Эскобара. Это породило хаос в Медьелине, где началась борьба за его наследие. Также смерть наркобарона, покровителя "Атлетико Насьональ" оставила без защиты игроков клуба, которые составляли костяк сборной, поэтому на ЧМ они отправлялись не в лучшей моральном состоянии. Но эмоциональных колумбийских болельщиков это не волновало, они ждали результата от национальной команды. Особенная же ответственность возлагалась на Андреса Эскобара, который на тот момент успел уже стать капитаном Колумбии. Первый же матч колумбийцы проиграли Румынии. В такой ситуации следующий поединок с США становился для них решающим, однако на глазах ста тысячи человек, Колумбия уступила хозяевам турнира, а роковую ошибку допустил именно Эскобар. Пытаясь прервать прострел Джона Харкса, он срезал мяч в свои ворота. Хотя справедливости ради, Эрни Стюарт завершил бы атаку, если бы не Андрес. Победа в 3 туре над Швейцарией ничего уже не решала, и колумбийцы финишировали на последнем месте в группе. После столь неудачного выступления, часть игроков сборной побоялась возвращаться в страну. Они хотели, чтобы болельщики отошли от провала сборной. Но только не Андрес. Как на футбольном поле так и в жизни он привык брать ответственность на себя, поэтому публично признал ошибку и принес извинения родственникам, опубликовав статью в газете. Свое обращение он закончил казалось бы простой фразой :"До скорой встречи. Ведь жизнь на этом не заканчивается". Однако через несколько дней она обрела трагический смысл. В Колумбии очень болезненно восприняли провал сборной, а главным его виновником, по мнению части болельщиков, был именно Андрес. Сам же Эскобар старался достойной принимать упреки и оскорбления в его адрес, однако вскоре граница здравого смысла была нарушена. После визита в один из баров Медьелина, где Эскобар прощался с друзьями накануне своего перехода в Милан, к нем на стоянке подошли неизвестные и произвели шесть выстрелов. Убийство Андреса стало настоящим потрясением для мировой общественности, и до сих пор является одной из самых мрачных страниц в истории футбола. На похоронах Эскобара присутствовали более 120 тысяч человек, а некоторые его партнеры, после той ситуации, побоялись продолжать выступление в сборной.
Память об Андресе Эскобаре
До сих пор во всей Колумбии помнят и чтят Андреса не только за его футбольные заслуги, а за человеческие качества, моральные принципы, которым он не изменял даже в самых сложных ситуациях. Для всех колумбийцев Эскобар навсегда останется горьким напоминанием о нестабильных и жестоких временах, которые они пережили в конце прошлого века.