В сериале «Великолепный век» постоянно сквозит превосходство матери султана Cулеймана, Айше-Хафсы, над другими женщинам в гареме, в том числе над теми, кто родил её сыну сыновей — Махидевран и Хюррем. И это чувство превосходства объяснялось даже не тем, что её сын стал правителем самой могущественной империи, а тем, что она была не простой рабыней, как все остальные, а дочерью Менгли I Герая, крымского хана. Он воевал на стороне Османского государства.
В Крымском ханстве исповедовали ислам. То есть Айше-Хафса по фильму была от рождения мусульманкой. А значит, Селим I должен был на ней жениться. Мусульманок просто так в гарем не захватывали, в рабство не брали.
Обо всем этом, а также о том, как отец сам согласился выдать ее замуж за шехзаде Селима рассказывает в одной из серий валиде. Она вспоминает себя молодую, как помогала Сулейману в санджаке, дочь Хатидже.
На самом деле, все было не так… Произошла историческая путаница. У Селима I действительно была в женах дочь Менгли I Герая. Ее звали Айше. Но она вышла за него замуж только в 1511 году, а до этого успела побывать женой его брата Мехмеда, то ли умершего, то ли казненного ориентировочно в 1504-1507 гг.
В общем, такая практика, когда мужчины женятся на вдовах своих братьях — для мусульман была и есть вполне обычна. Их не бросали на произвол судьбы.
Но будущий султан Сулейман родился в 1494 году! Получается, что его матерью была совсем не дочь крымского хана, а другая женщина. Ее звали, как считают историки, то ли Хафса, то ли Хафизе. А приставка Айше к ее имени добавилась именно в результате путаницы.
Эта женщина была то ли черкешенкой, то ли европейкой. Отцом ее записан некий Абдюлмуин. Это имя — производное от Абдуллы. А Абдуллу записывали в отцы всем женщинам-рабыням, принимавшим ислам, то есть новообращенным мусульманкам. Это является еще одним доказательством того, что Хафса никакого отношения к крымскому хану не имеет и никакая она не принцесса.
Вспомните момент никаха султана Сулеймана и Хюррем. Там четко произносят, что Сулейман берет в жены Хюррем — дочь Абдуллы. Вот так-то…
Конечно, это ничуть не умоляет всего того, что сделала Хафса для своего сына и в целом государства, ее благородную благотворительную миссию, но она была простой рабыней, как Хюррем и прочие…
Кстати, историки склоняются к тому мнению, что Сулейман был единственным сыном Хафсы. У нее не было умерших в детстве сыновей, как нам рассказали в «Великолепном веке». И Шах-султан, вероятно, также не являлась ее дочерью. Ведь она была 1509 года рождения, намного младше всех остальных детей (те были 1494-1498 годов рождения). И в это время, по истории, Хафса уже жила не с Селимом, а в отдаленных санджаках с сыном Сулейманом.
Если вам понравилась статья, нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на канал "Восточная сказка" и группу в VK (там тоже много интересного).