В 753 году до нашей эры произошло основание Рима, которое дало толчок к развитию одной из величайших древних цивилизаций. Примечательным является тот факт, что располагаясь на Апеннинском полуострове, который омывается с трех сторон морями, долгое время Древний Рим обходился без военного флота.
Война с городом Таррентом, могущественным государством Древней Греции, в 280 году до нашей эры требовала участия и в морских баталиях. Риму удалось заручиться поддержкой союзных греческих городов и воспользоваться их военной флотилией. Несмотря на разительное превосходство и мощь кораблей Таррента, союзному флоту удалось сдержать их наступление на воде, тем самым дав неоспоримое преимущество римским легионам на суше, что и привело к победе. Пирр - правитель Таррента, был убит, а его государство приобрело статус союзника Рима, по факту оказавшись в полной его зависимости. Ни обстоятельство того, что присоединившееся государство было превосходным кораблестроителем, ни того, что и соседнее государство этрусков имело огромный военный и торговый флот, не подвигло римское правительство к строительству собственной флотилии.
В соответствии с уверениями известного античного историка Полибия, лишь острая необходимость в морских кораблях в 264—241 годах до нашей эры в период войны с Карфагеном подтолкнула Рим к осознанию всей важности наличия собственного флота. Еще в начале военных действий римское государство было вынуждено встать на защиту важнейших построек и не позволить врагу напасть с воды на побережье. Кроме того Рим бросил огромные силы для противостояния торговым путям Карфагена и его военным перемещениям.
Правящий Сенат выделил деньги из казны на постройку 120 военных кораблей. Первые средневековые римские судна строились с большим размахом. Ничего нового не изобреталось, Рим пошел по пути меньшего сопротивления, и конструкции новых крейсеров были практически идентичными более ранним моделям соседних государств.
Первоначально военный флот средневекового Рима имел три типа кораблей: биремы, квинквиремы и триремы. Прототипом первых послужили эллинские диеры. В основу строительства квинквирем легла конструкция захваченного карфагенского корабля.
Основными представителями военно-морского флота античного Рима, бесспорно, были триремы, являющиеся практически точной копией более ранних греческих триер. Название крейсер получил благодаря тому, что управлялся веслами, расположенными в три ряда. Триремы отличались от остальных кораблей своей быстроходностью и мощностью, кроме того, благодаря их размеру на палубе могли быть размещены катапульты и прочие метательные устройства.
Стандартная трирема была длиной до 35 и шириной до 6 метров. Имела водоизмещение в пределах 150 тонн и осадку до полутора метров. Единственная мачта, как правило, устанавливалась в средней части судна и не превышала девяти метров в высоту. Редким исключением была установка дополнительной мачты, которая крепилась в передней части крейсера с уклоном в носовую часть. С течением времени на кораблях стали устанавливать дополнительные паруса, имевшие форму трапеции или треугольника. Чаще всего переходы осуществлялись под поднятыми парусами, а атаки производились с упором на весла, мачты на это время убирались.
Экипаж средневековой триремы был представлен 150-180 гребцами, 12-20 матросами, кормчим и его помощниками и, безусловно, 50-100 воинами в зависимости от размеров судна. Управлял крейсером триерарх - капитан корабля.
Самых крепких гребцов размещали на веслах в верхней палубе, они принадлежали к привилегированной касте, и их труд довольно щедро оплачивался. Корабль мог достигать скорости в 8 узлов. Все три ряда весел судна были задействованы только во время атаки. Примечательно, что в целях безопасности даже при небольшом волнении в открытом море нижний ряд весел убирался, а отверстия в бортах закрывались специальными пластырями из кожи.
Несмотря на многофункциональность построенных кораблей, Риму было весьма проблематично противостоять таранам прекрасно обученных карфагенских военных моряков. Однако римские воины всегда считались великими бойцами. Поэтому инженерами были сконструированы специальные мостики, которые позволили легионерам Рима перебираться на корабли врага и идти на абордаж. «Ворон», такое название получило данное устройство, располагался в носовой части судна и имел специальный механизм, который позволял не только поднимать и опускать мостик, но и поворачивать его. Верхняя часть «ворона» была оснащена железной насадкой, которая позволяла ему укрепляться в палубе вражеского корабля после опускания.
Карфаген не сразу смог противостоять новому изобретению римлян и его бесстрашным воинам, вследствие чего получил ряд поражений в морских боях. Рим придерживался новой тактики, в которой целью было завладение судном, а не его потопление.
В 256 г. до н.э. произошел бой при мысе Экном, в котором римский флот, заведомо зная, что сильно уступает Карфагену в маневренности, направил свои силы именно на абордаж, полностью отказавшись от таранного боя. Благодаря правильно выбранной тактике, и, несмотря на численное преимущество кораблей противника, Рим одержал безоговорочную победу над Карфагеном, захватив 64 корабля и затопив около 30. После одержанной победы римские войска высадились у берегов Африки и преступили к захвату городов Карфагена. Уже в первые годы на римские земли было переправлено свыше 20 тысяч рабов с африканского континента.
Самым страшным врагом римских трирем была стихия, она погубила до 80 % всех, потерянных в годы военных действий, кораблей. Требовалось усовершенствование конструкции судна. С течением времени триремы получили железное либо бронзовое укрепление носовой части. В целях противостояния таранным действиям противника было произведено укрепление ватерлинии: и без того довольно прочное дерево с лицевой стороны защищалось металлом, создавая тем самым особую броню для корабля.
Трирема – легендарное, универсальное боевое судно античности. Получила заслуженное признание и строилась сотнями вплоть до периода гражданской войны, охватившей римское государство после убийства Цезаря.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.