Сергей Александрович - сухой старичок был довольно таки невыносимым соседом. Не сказать, чтобы он мешал кому то жить, но вот характер был довольно таки едким и при случае дед любил ввернуть острое словечко в разговор. Вот допустим колешь ты дрова, а тут на твою беду он мимо проходит, остановится, закурит, ну все щас чего нибудь ляпнет старый чёрт. А он все смотрит на тебя и будто выжидает когда же тебя подколоть.
-Ух какой мощный то, крепкий - неожиданно выдает он.
Я не поверив ушам своим, ведь дождаться похвалы от деда Сергея это редкость такая, переспрашиваю его:
-Чего Сергей Саныч говоришь то?
-Да колун у тебя говорю хороший, крепкий да мощный, жаль только в хилые ручонки инстрУмент попал - прокашлял дедок и направился дальше своей дорогой, видимо доволен собой.
Был ли таким острословом сосед всегда? Говорят, что нет. Да и в самом деле, как то листая старый альбом наткнулся на награждение ударников "Лесозаготовка-79", среди прочих там стоит и мой сосед Сергей Александрович. Правда в том плечистом и улыбающемся бригадире мало угадывается тот занудливый старик, разве что хитрые глаза с прищуром. Именно за этот прищур раньше его называли Ленином, ну действительно похож на Ильича со знаменитой картины, где вождь мирового пролетариата с детьми разговаривает.
По молодости дед Сергей тоже умел хорошо говорить, мог бригаду свою так нахохмить, что от грома мужицкого смеха уши закладывало, а мог при случае таким матом обложить, что впору новый словарь составлять об антологии русского мата. От такой вычурности в выражениях уши как говорится в трубочку сворачивались, да только был в том особый шик - Сергей Саныч не перечислял как обычно все органы, а матерился будто пел залихватскую песню.
А еще кроме острого языка да лихого мата, дед Сергей нажил себе целую компанию недоброжелателей от районной власти. Тут наверно виной всему корни, почти в каждом поколении у него были сидельцы, но не уголовники душегубцы, а так называемые политические. Прапрадеда закинуло на Урал с Дона еще при царе, отец соседа успел на Ангаре отсидеть опять же за критику партии, да и родной брат Сергея Саныча сгорел от туберкулеза полученного на зоне, куда он загремел за то что разогнал целый наряд милиционеров не давших ему день пограничника отпраздновать. Не сказать, что в семье у них были буйные, но вот то что свободолюбивые это правда.
Любил дед приложить прилюдно "тяжелым словом" и власть, но это не было обычное ворчание, а конкретные факты, уж и не знаю откуда он был сведущ, но вот представители администрации пытались лишний раз не встречаться с ним. Бабка соседа Таисия Федоровна, всячески пыталась утихомирить деда, но вот не всегда получалось. Дед был упрям и в своей упертости переходил все границы. В минуты гнева, дед Сергей грозился обидчикам "устроить Карабах", намекая на расправу. Конечно слова про расправу многие считали пустыми угрозами и старческой болтовней, а вот я немного напрягся. Поддав, дед любил вспоминать крылатое выражение, добавляя в него от себя еще пару слов:
-Тяжело в деревне без нагана и с наганом тоже тяжело. А вот с пулеметом само то.
В такие моменты он ехидно посмеивался и говорил, что однажды он достанет пулемет закопанный за сараем, я не верил в это достаточно долго, но пару раз видел как дед выливал бутылку с маслом на землю у старого сарай, всегда в одно и тоже место. Я даже как то хотел раскопать то место, но не успел...
Выкрутасы Саныча буквально костью в горле становились для местной власти, ведь многие вопросы по закону должны решаться сельским сходом, а уж на сходах Саныч обломал сельсовету и вырубку сосняка у реки, и организацию мусорки на карьере ну и по мелочи. Но наконец и сельсовет нашел до чего докопаться - на участке у старика кроме его дома стоял и более старый дом, в котором когда то жили его родители. Дом старый, но еще крепкий и ухоженный, по плану он вообще был не на его участке, но дед Сергей считал его своим. Глава сельсовета, зная об этом распорядился снести его, специально, назло вредному старику.
Конфликт вышел нешуточный, был бы на месте Саныча другой старик наверно дело бы замяли, но уж больно неугоден был старый бригадир администрации и решение было принято только лишь бы насолить деду. Ведь дом то не мешал никому, стоял себе на отшибе, но под предлогом пожарной безопасности к дому подогнали бульдозер.
Все что случилось позднее было как во сне: наперерез технике и главе сельсовета прихрамывая шел Саныч, за спиной он волок грязный баул. Не проронив ни слова, старик сдернул мешок и на вытащил почти новый, обильно политый маслом ручной пулемет Дягтерева. Так же не говоря не слова, Саныч ловким движением примкнул к пулемету округлый магазин и уверенно передернул затвор. Пулемет был без сошек, но дед удобно примостил его на крыльце, явно намереваясь выпустить содержимое пулеметного магазина во всякого кто приблизится к дому его родителей.
Было много криков и шума, трусливые окрики главы сельсовета, плач Таисии Федоровны. Но на лице деда не дрогнул и мускул. Бульдозер уехал, глава побежал вызывать полицию, дед же поскорее пошел и выбросил РПД в реку. На следующий день приехал целый наряд из района - брать вооруженного преступника, Сергей Александрович спокойно ждал их дома в белой рубашке и старом пиджаке с медалью "Ветеран труда". Его увезли в СИЗО, не знаю что было там, но через три дня сообщили что дед помер. А дом его родителей так и стоит у самой окраины деревни...